Войти в почту

Месторождение талантов. Как живут и развиваются театры в городе нефтяников Альметьевске

Альметьевск, хоть в нем и проживает около 160 тысяч человек, называют нефтяной столицей Татарстана. Он располагается недалеко от Ромашкинского нефтяного месторождения - крупнейшего в Волго-Уральской провинции. Здесь находится офис компании "Татнефть", и практически все жители работают в нефтехимической отрасли. А еще в городе бьет фонтаном театральная жизнь. Корреспондент "РГ" пообщался с руководителями двух совершенно разных альметьевских театров и выяснил, как они развиваются, работают с публикой и справляются с трудностями.

Месторождение талантов. Как живут и развиваются театры в городе нефтяников Альметьевске
© Российская Газета

Ровесник нефти

Фарида Багисовна Исмагилова возглавляет Альметьевский татарский государственный драматический театр уже 18 лет. Его она называет ровесником нефти Татарстана.

- В 1943 году было открыто Шугуровское месторождение, забивает первый фонтан нефти, - начинает издалека рассказ Фарида Исмагилова. - А на Курской дуге стоят танки, горючего не хватает. И тогда дают указание форсировать добычу. И удивительно, что уже в 1944 году Совнарком ТАССР издал постановление об организации передвижного колхозно-совхозного театра в Альметьевске - тогда еще селе, райцентре. Понимаете, в это время люди думали о том, чтобы поднять дух народа! Вот такой на нефти рожденный театр. В следующем году он отметит свое 80-летие.

При этом специфика города, по словам Фариды Исмагиловой, на репертуаре театра практически никак не отражается. Производственных спектаклей здесь не ставят. Но дань уважения нефтяникам была отдана в постановке "Отсюда мы родом" по пьесе татарского классика Туфана Минуллина. Она посвящена династиям нефтедобытчиков.

- Театр национальный, играем на татарском языке, часть детских спектаклей - на русском. Есть постановки билингвальные на двух языках. В репертуаре 35 спектаклей. Театр у нас очень продвинутый, мы стараемся привлекать молодого зрителя. В каком еще национальном театре одновременно шли бы два Брехта? У нас было такое. Мы ставим и зарубежную классику, и национальные спектакли, и современные. Обладатель гран-при прошлого Фестиваля театров малых городов - "Бегущий за ветром". Это единственная в России постановка афганского писателя Халеда Хосейни. Режиссер - лауреат "Золотой Маски" Камиль Тукаев, которого мы пригласили из Воронежа. Есть у нас и татарская классика Гаяза Исхаки "Он не был женат". Это повесть, посвященная межнациональным бракам начала 20 века. Ее очень удачно актуализировал Айдар Заббаров - лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры.

Фарида Исмагилова. Фото: Пресс-служба Альметьевского драматического театра

Труппа в театре молодая, энергичная. Больше половины - в возрасте до 35 лет. И взрастили ее в театре.

- У нас появляются свои драматурги, наши молодые актеры пробуют себя как режиссеры. Постоянно проводят мозговые штурмы, ставят этюды. Я поражаюсь, как они живут!

При этом в театре с огромным почтением относятся к пожилым актерам. Здесь есть свои корифеи, легендарные Камиль Валиев и Луиза Султанова, которым уже 80 лет. Из них 60 они на сцене.

Альметьевский драмтеатр ведет очень насыщенную фестивальную жизнь, его знают и любят в самых разных уголках страны и за ее пределами. Скоро он собирается на "Волгу театральную" в Самару, потом - на "Сообщение" в Кудымкар. И, конечно же, Альметьевский театр является постоянным участником Фестиваля театров малых городов России.

Девять раз он представлял здесь свои спектакли и четырежды завоевывал гран-при. Помимо "Бегущих за ветром" наград удостоились "Магазин", "Ромео и Джульетта", "Королевство кривых".

Сцена из спектакля "Королевство кривых". Фото: Пресс-служба Альметьевского драматического театра

- В прошлом году я Евгению Витальевичу (Миронову, художественному руководителю Фестиваля театров малых городов - прим. "РГ") сказала: "Вы знаете, мы ведь уже четвертый раз завоевали у вас гран-при", - говорит Фарида Исмагилова. - Он засмеялся: "Специальную награду вам дадим".

Сейчас Фарида Багисовна собирается на очередной Форум театров малых городов России. По ее словам, эти встречи очень полезны, они позволяют познакомиться с последними тенденциями, поддерживать коммуникации с театральным сообществом.

Готовится театр к открытию очередного сезона. Оно состоится 5 октября в обновленном зрительном зале. Публику ждет премьера, в которой сыграет весь мужской состав - 13 актеров. Это спектакль "Конокрад" по произведению Туфана Минуллина. Прототипом главного героя стал легендарный преступник Шакур Рахимов, который орудовал в советской Татарии 1920-х годов. А поставил все тот же молодой талантливый режиссер Айдар Заббаров. Кто знает, может быть, в следующем Фестивале театров малых городов уже этот спектакль возьмет очередной гран-при.

"Черное молоко"

Инклюзивный театр "Аулак" (так у татар назвали молодежные посиделки в деревне с играми и песнями) существует всего год. Его основатель и руководитель Эльвира Галеева решилась на смелый во всех отношениях эксперимент. По окончании ГИТИСа (курс продюсера) она переехала в Альметьевск. Здесь при поддержке благотворительного фонда "Татнефти" открыла инклюзивную театральную площадку, где горожане совместно с профессиональными актерами могли бы ставить спектакли.

Эльвира Галеева и команда спектакля "Кара сот". Фото: Пресс-служба театра "Аулак"

Начинали в лабораторном формате, приглашали жителей порассуждать о городе. Первая тема - мифы и байки об Альметьевске - легла в основу эскиза, который показали на сцене концертного зала, где базируется театр. Проводили лаборатории и на другие темы - гражданственность и городская елка. Но шло все на первых порах не очень гладко.

- Когда я заканчивала магистратуру, писала диссертацию о стратегическом планировании. Приехав в Альметьевск, я поняла, что теория не во всем совпадает с практикой. В принципе, театр в городе хорошо развит, есть и прекрасный драматический и уличный. Но наш формат для людей был непонятен. Пять человек приходили, двое из них уходили. Возможно, мы слишком резко начали, а надо было готовить людей, проговаривать, что мы делаем до показа, и получать обратную связь после.

Как бы там ни было, с сентября по декабрь театр взращивал свою аудиторию, а в январе решился поставить полноценный спектакль. Тему, казалось бы, взяли для города тривиальную - нефть. Но за ее изучение взялись основательно и решили копать глубоко - поднимали архивы, брали интервью и даже ездили по скважинам.

Так появился спектакль "Черное молоко" о зарождении нефти (драматург - Зухра Яникова, режиссер - Карина Бесолти). Премьера состоялась в мае.

- Нам важно было посмотреть на нефть не обыденно, это сложное явление, - поясняет Эльвира Галеева. - Фокус был не на то, как все "дорого и богато", а что нефть - кормилица, она дает жизнь.

Этим летом "Аулаку" в рамках этно-модерн-фестиваля "Каракуз" посчастливилось провести в Альметьевске фестиваль современного театра. Пригласили "Театр горожан", центр "Инклюзион" из Москвы со спектаклем "Больше, чем просто селедка", проводили мастер-классы и лекции.

- В новом сезоне мы планируем новые кружки, лаборатории, думаем о новой теме для спектакля, - говорит Эльвира Галеева. - Важно, чтобы мы сформулировали ее вместе с горожанами. Наша задача не навязывать, а вовлекать.

Спектакль "Кара сот". Фото: Пресс-служба театра "Аулак"