Город старинных кладов
В этом городе делал свои первые шаги на театральных подмостках великий русский актёр Михаил Щепкин. Сюда заглядывал Фёдор Достоевский. А ещё суджанская земля богата на клады. Только в фондах местного краеведческого музея их хранится аж восемь. Редкий музей небольшого городка может похвастать таким количеством древних сокровищ. Разве это не повод побывать в маленьком городе с большой историей? И уж точно необходимо напомнить курянам и гостям нашей области о славном городе Судже, который чуть было не стал когда-то столицей Украины. Но начнём с названия. Чистая, грязная или ржавая? Название города – это всегда интересно, и всегда существует немало версий, порой прямо противоположных. Так Википедия говорит, что город назван по реке Суджа, на которой расположен. Название реки сопоставляется с древнеиндийским словом «судхати», то есть «становиться чистым». Другие источники сообщают, что название реки Суджа происходит от тюркских слов «су» – «вода» и «джа» – «болотистое место», «грязь». То есть о чистоте речь уже не идёт. «Грязной водой» реку прозвали из-за сильной заболоченности. Но такое объяснение большинством специалистов отвергается. Есть и другой вариант перевода – «низкая вытянутая возвышенность, окружённая водой», что хорошо описывает ландшафт окрестностей Суджи в старые времена. О происхождении названия города ходило много легенд: про злого татаро-монгольского сборщика дани Суджика, про суд над татарином Джа, про двух девушек Су и Джа. На некоторых местных сайтах даже есть материалы о некоем Жа, татарине, и о том, что в этом поселении был над ним Суд. Так и назвали это место – СудЖа. Суджанские краеведы высказали довольно интересное предположение. Удобное для всех и связанное вовсе не с водой, а с зерновыми культурами. А что? Аграрная местность, вполне подходит, если трансформировать «Суджу» в «Суржу». А это слово означает смешанный посев на одном поле озимой пшеницы с озимой рожью. Что ж – и так может быть. Есть и такой вариант: «Если от Суджи посмотреть вокруг, мы увидим много названий рек и речек со слогом – ржа. Реки Ржа-ва, Ржа-вец, Косо-ржа… И произносят местные жители слово «Суджа» как «Су-ржа». Наши предки знали про железную руду и так называли воду, загрязнённую ржавчиной. Не надо фантазировать, смотрите на вещи проще. Город и река должны называться Су-Ржа». Последуем этому совету и не станем более перечислять варианты происхождения названия города. Только отметим, что изо всех малых городов Курской области Суджа, наверное, держит первое место по обилию версий, объясняющих её название. С древности до наших дней Центрами, где собраны всевозможные интересные факты и артефакты любой местности, являются в наше время краеведческие музеи. Суджанский был открыт 8 июля 1962 года. В 1963 году к 100-летию со дня смерти великого русского актёра Щепкина музею было присвоено его имя. В 1986 году музею было передано одно из старинных зданий Суджи – дом купца Чупилова. Кстати, это весьма заметная тенденция, на которую могли уже обратить внимание читатели наших статей о малых городах Курской области – музеи частенько расположены именно в бывших купеческих особняках, что придаёт им особый колорит. Основной фонд суджанского музея насчитывает более десяти тысяч экспонатов, среди которых почётное место занимают уже упомянутые нами клады. Один из интересных аспектов работы музея – история храмов. Особый исторический интерес вызывают Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь и Чудотворная Пряжевская икона. Ежегодно в городском краеведческом музее бывает от шести до девяти тысяч посетителей. И это, в общем, стандартная цифра для музеев малых городов Курской области. Прикол Достоевского Привлекательной особенностью как Суджи в целом, так и местного музея стал разработанный несколько лет назад новый туристический маршрут «Дорогами Достоевского». Великий писатель гостил в Суджанском уезде летом 1877 года у брата своей жены Ивана Сниткина в деревне Малый Прикол. Иван Григорьевич Сниткин, агроном, выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, решивший на практике испробовать полученные знания, приобрёл земли Малого Прикола в 1872 году. Однажды он пригласил к себе погостить свою сестру Анну Григорьевну, которая была супругой Фёдора Достоевского. В начале мая 1877 года семья Достоевских переселилась в Малый Прикол. Путевые впечатления от дороги до Суджи, а затем и разговоры с крестьянами стали темами для очередных номеров «Дневника писателя». В 2020 году в Курске была издана книга «Достоевский и курский край», представляющая собой дайджест публикаций на эту тему. Наиболее подробно о жизни писателя в Приколе рассказал историк Игорь Скворцов: «В уютной усадьбе Ивана Григорьевича Достоевский не изменил своего обычного рабочего распорядка. Очередные страницы произведений обдумывались и набрасывались ночью в черновиках. Утро для Фёдора Михайловича начиналось после одиннадцати, он делал гимнастику и, если была хорошая погода, шёл купаться в пруду. Потом тщательно одевался: всегда был в белой рубашке с крахмальным воротником и в галстуке. Помолившись, выпивал два стакана крепкого чаю и сразу шёл в свою комнату работать. Его жена, Анна Григорьевна, всегда в это время работала с ним, записывая под диктовку набросанное за ночь. Затем всё правилось писателем, а Анна Григорьевна, переписав всё начисто, готовила рукопись к посылке в типографию. Правда, в Малом Приколе почту отправляли не каждый день, а два раза в неделю… После ежедневной диктовки и правки рукописей он шёл к детям и раздавал им лакомства, которые всегда были у него припасены на этот случай. После четырёх часов дня писатель обычно выходил на прогулку, чаще всего один, шёл в глубокой задумчивости, низко опустив голову. В шесть часов он возвращался к обеду, после которого часто детям читал своих любимых писателей – Пушкина, Гоголя, Диккенса, Вальтера Скотта. В девять часов ужинали, после чего, благословив детей ко сну, Достоевский уходил в свою комнату и садился за работу. Так было почти каждый день, иногда ездили на богослужения в ближайшую к усадьбе церковь». В Петербург Достоевские вернулись к началу сентября. В дневнике жены писателя есть такая запись: «Лето 1877 года прошло для всей нашей семьи весело и благополучно, мы только жалели, что не могли остаться в деревне и на сентябрь…» Суджанские ковры Точно неизвестно, но не исключено, что семья Достоевских привезла в Петербург из Суджи ковёр. Ведь город издавна славился своим ковроткачеством. Об истории этого искусства рассказывает в одной из статей заведующий отделением декоративно-прикладного народного искусства Суджанского техникума искусств Юрий Спесивцев. Возникновение коврового ткачества в Судже в первую очередь связано с ткацким цехом, появившимся в городе, вероятно, ещё в XVII веке. А теперь внимание – ткачеством в цехе занимались в основном мужчины. Но через пару веков это ремесло освоили и женщины. Помимо полотна, простого и скатертного, суджанские мастера, вероятно, изготавливали и ковровые изделия, хотя точно это неизвестно. Ремесленное объединение ткачей угасло в Судже в первой половине XIX столетия. Но несомненно, что появление коврового ткачества как популярного вида деятельности суджанских мастериц связано с суджанским ремесленным ткацким цехом. Каждая семья была, таким образом, небольшой производственной единицей. При этом происходило своеобразное географическое разделение на виды занятых ткачами изделий. Так, в селе Саморядово ткали полотенца, настольники, пояса для одежды и конской упряжи. В деревнях Любимовке и Касторной специализировались на выпуске геометрических и цветочных ковров. Ковры производились также на суконных и ковровых фабриках, которые принадлежали крупным помещикам. На этих фабриках работали крепостные крестьяне и крестьянки. В Курской губернии было несколько таких фабрик. Важную роль в деле сохранения коврового промысла во второй половине XIX века стали играть земства. Лидерами коврового производства в Курской губернии в это время становятся Суджанский и Фатежский уезды. Об этом свидетельствуют, в частности, и заработки мастериц. В Фатежском уезде в 1882 году совокупный годовой заработок местных мастериц достигал 3000 рублей в год при стоимости ковров от семи до ста рублей. В Суджанском уезде сумма выработки каждой семьи составляла от двадцати до ста рублей. В советский период курское ковровое ткачество определялось работой Суджанской артели «Ткачиха», а затем Суджанской коврово-ткацкой фабрики и её филиалов в разных районах области. В 1937 году продукция местных мастериц участвовала во Всемирной Парижской выставке, в 1939 году – в Международной выставке в Нью-Йорке. Кризис в российской экономике, проявившийся в 1990-е годы, привёл к тому, что фабрика в Судже была закрыта, а ковровое производство стало угасать. В настоящее время в Суджанском колледже искусств действует отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов «Художественное ковровое ткачество», где студенты получают знания по основам коврового ткачества. Столица Украины и батька Махно Иногда жители Суджи любят похвалиться тем, что когда-то их маленький и тихий городок был едва не столицей… Украины. Можно по-разному к этому относиться, но факт есть факт – райцентр Суджа действительно крупно отметился в истории. А дело вот в чём: в результате Брестского мира между революционной Россией и Германией южные районы Курской губернии стали фактически частью германской империи. Отойдя от России, Суджа, Коренево, Белая и другие уезды управлялись из Киева, в котором тогда правило марионеточное правительство гетмана Скоропадского. Но новая советская власть терпела такое недоброе соседство недолго – до ноября 1918 года: начавшаяся революция в кайзеровской Германии позволила нам расторгнуть позорный для страны договор. 28 ноября в Судже создали временное рабоче-крестьянское правительство Украины. Правда, так «столицей» Украины Суджа была недолго – чуть больше месяца. Начавшаяся Гражданская война снова привела к хаосу. И кто только ни побывал тогда в Судже – красные, белые, зелёные… 20 января 1921 года отряды под командованием Нестора Махно, пытаясь оторваться от частей РККА, вторглись в Курскую губернию. В селе Гуево Суджанского уезда махновцы убили трёх милиционеров, забрали у крестьян несколько десятков лошадей и напали на винокуренный завод. В слободе Белой были атакованы здания милиции и исполкома – убито девять человек. В Пенах убито несколько партработников и красноармейцев. В селе Богатое ограблены продовольственные склады, вывезено приблизительно три тысячи пудов хлеба. Из Пен повстанцы перебрались в Верхопенье. В районе села Тетеревино разобрали железнодорожные пути. Пройдя по Суджанскому, Беловскому, Обоянскому и Корочанскому уездам, махновцы вторгаются в Воронежскую губернию. Недалеко от деревни Ровеньки отряды Махно были разбиты частями РККА. Уцелевшим удалось в феврале 1921 года отступить на Украину. Суджанские клады Под занавес напомним о суджанских кладах. Первый клад в окрестностях Суджи был найден ещё в 1918 году. Это были золотые и серебряные вещи. Из земли подняли нагрудную конскую бляху, нашивные золотые бляшки и серебряный сосуд. Позже известный курский археолог Юрий Липкинг расскажет: «Крестьянин собирал в логу камни для хозяйственных построек. Внезапно лошадь провалилась в узкую яму глубиной более метра. В ней оказалось то, что получило известность под именем первого Старосуджанского клада. Но о находке этой почти десять лет не знал никто, кроме местных крестьян. Из предметов, находившихся в яме, сохранились серебряный кувшин византийской работы с изображением девяти муз (см. фото), серебряный конский нагрудник, бронзовое ведро, золотые нашивные бляшки на одежде. По рассказам очевидцев были там… золотые браслеты, кольца, гривна (украшение на шею). О кладе стало известно только в 1927 году, когда в том же селе была обнаружена новая находка. У ручья под холмом перед сельской школой случайно были найдены золотая цепь длиной около 2,5 метра, золотая шейная гривна и два браслета со змеиными головами великолепной работы…» Дело было так. 29 октября 1927 года возвращавшиеся из школы ребята заметили странный блеск в осыпавшемся склоне оврага, где берёт свои истоки река Суджа. Подобравшись поближе, они увидели, что из земли торчит желтоватый металлический обруч. Потянув за него, вытащили золотую шейную гривну с медальоном, инкрустированную гранатами и зелёным стеклом. Стали копать дальше. Вслед за первым предметом на свет появилась золотая цепь длиной примерно в 2,5 метра, которую мальчишки волоком потащили по деревенской улице. Это, естественно, привлекло внимание взрослых, которые вскоре собрались на месте находки с лопатами в руках. В результате их усилий из земли были извлечены ещё два массивных золотых браслета с замками в виде змеиных голов. Браслеты тайно перепродали перекупщикам, а гривна с цепью были конфискованы и оказались в Льговском уездном исполнительном комитете, где эксперты оценили их по весу металла примерно в три тысячи рублей… Сумма по тем временам баснословная. Когда о находке у села Большой Каменец узнали в Оружейной палате Московского Кремля, в тихий уездный городок Льгов прибыла научная группа из маститых столичных историков и археологов. В местной «управе» они столкнулись с упорным сопротивлением властей, которые «ни за какие коврижки» не хотели расставаться с найденными сокровищами. В их планах было продать «золото» перекупщикам и на вырученные деньги построить в селе Большой Каменец новую школу. Свои притязания на сокровища предъявил и директор местного краеведческого музея. Понадобилось вмешательство Народного комиссариата РСФСР и лично коменданта Кремля, чтобы сломить упрямство уездных руководителей Советской власти, которые наконец-то передали сокровища, найденные в Большом Каменце, московским учёным. Сейчас эти вещи хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. В 1947 году около Суджи – очередная находка. На этот раз скромнее: украшения из серебра и бронзы, а также железный меч. Разумеется, местные жители до сих пор не оставляют попыток найти остальные припрятанные сокровища. Пока безуспешно… СПРАВКА «КП»: В Судже стоит первый в России памятник артисту Императорского Московского театра Михаилу Щепкину. Он был сооружён на средства статского советника Николая Маркова и местного земства. На открытие памятника 9 мая 1895 года приехали корифеи Императорского Малого театра во главе с Марией Ермоловой. На лицевой стороне памятника высечено золотыми буквами: «Михаилу Семёновичу Щепкину, великому Русскому Актёру (1788 – 1863)». На одной из боковых сторон высечена его фраза: «Жить для меня – значит играть на сцене, играть – значить жить». На другой: «Подымать память о лучших людях – всё то же, что поселять в гражданах любовь к родине». И на задней стороне: «В 1801 году в город Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актёром в комедии Сумарокова «Вздорщицы» в роли слуги Розмарина». К концу XX века памятник обветшал, и в 2002 году его реконструировали. Заменили бюст точной копией, выполненной скульптором Николаем Криволаповым. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников