«Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» театра имени Сац на XXII Летних балетных сезонах в РАМТе

В РАМТе завершаются Летние балетные сезоны. Много было представлено на сцене ярких танцев, трогательных историй и интересных образов – от классических до современных. Но отдельно хочется отметить одноактные балеты «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» в исполнении Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н.И. Сац.

«Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» театра имени Сац на XXII Летних балетных сезонах в РАМТе
© Мир24

Шедевры всемирно известного балетмейстера Михаила Фокина впервые были показаны миру сто лет назад в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, теперь их восстановил хореограф Андрис Лиепа.

«Мы взялись за эту постановку не для того, чтобы стать лучше Михаила Фокина, а чтобы быть в тенденциях его новаторства. Фокин, помимо его безусловной гениальности как хореографа классического танца, был новатором в постоянном поиске новых форм взаимодействия разных сценических жанров. Я счастлив представить вам новое воплощение моей двадцатилетней мечты и работы. Нет ни одного дня, чтобы я не думал о «Русских сезонах», их создателях и участниках», – отметил он.

Одноактные балеты смотрятся на одном дыхании. Действие разворачивается стремительно как в «Шахерезаде», так и в «Половецких плясках». А вот «Шопениана» как такового сюжета не имеет, поэтому здесь можно просто насладиться красотой танца и немного помечтать, ведь по задумке зрители и видят мечты романтика-поэта.

Балет на музыку симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада» создан по сюжету одной из сказок «Тысячи и одной ночи» – «О царе Шахрияре и его брате». Это история о том, как царица Шахерезада спасла от смерти молодых жен Шахрияра, рассказывая ему свои сказки. Здесь танцы преисполнены страсти. Постановка очень эмоциональна. Царь получился смешным, но в целом история все же оказывается скорее драматической, нежели комической. Впрочем, особых страданий и печали не вызывает, смотрится легко и даже завораживающе – благодаря насыщенной и яркой хореографии.

После антракта зрителей ждет «Шопениана» – это романтические грезы поэта. Здесь можно отдохнуть от бурных страстей. Легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра Александром Глазуновым. Все немного туманно, таинственно, романтично и прекрасно.

А затем вновь на сцену врывается буря эмоций и буквально накрывает зрительный зал, не давая опомниться от грез и мечтаний. Балетный фрагмент второго действия Александра Бородина «Князь Игорь» стал самостоятельным произведением после премьеры оперы в 1890 году в Мариинском театре. «Половецкие пляски» для антрепризы Дягилева Михаил Фокин поставил в 1909 году. Живое хоровое пение, доносящееся с балконов, создает дополнительный объем, и все танцы на сцене смотрятся уже совсем иначе. Создается эффект, напоминающий кино в формате 5D. Кресла, конечно, остаются статичными, но ноги предательски начинают тихонько двигаться в такт музыке. Погружение абсолютное.

Костюмы и декорации создали Анна и Анатолий Нежные. За основу они взяли эскизы Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, но реконструировали их в духе нового времени. «Для нас это знаковая работа, – говорит Анна Нежная. – Но было бы неправильно говорить, что это только восстановление: несмотря на обилие эскизов, материалы по декорациям и костюмам к балетам Михаила Фокина сохранились далеко не полностью. Для нас это скорее актерская работа и реконструкция не старинных спектаклей, а идей легендарных художников, которые, как все новаторы, опередили свое время».

И в целом, кажется, если говорить про всю постановку, это отнюдь не реконструкция, а мощная современная работа, просто основанная на том, что видела публика век назад. И тем интереснее.

Фото предоставлены пресс-службой Летних балетных сезонов