Войти в почту

Нижегородский филиал Пушкинского музея отметил двойной праздник

Зданию Арсенала в этом году исполняется 180 лет, а Центр современного искусства, который в нем разместился, появился в Нижнем Новгороде 26 лет назад. И в 2020 году он стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Нижегородский филиал Пушкинского музея отметил двойной праздник
© Российская Газета

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на открытии новой выставки "Ответвление" ко дню рождения филиала отметил, что понятие "провинция" коварно, оно лишь в нашей голове: если человек замыкается в своих стенах и видит лишь проблемное, то так тому и быть - пусть считает себя провинциалом. А если выйти в город, то можно увидеть, что Нижний, который очень серьезно изменился за последние годы, это мегаполис. И Арсенал дышит вместе с городом.

Четвертьвековой юбилей масштабно праздновался годом ранее, в этот раз ограничились небольшим количеством гостей перед выставкой. Тут источником вдохновения художников, от графиков и скульпторов до мастеров видеоарта, стало дерево. Но главное в Арсенале даже не сами выставки, а ни на день не прекращающиеся встречи, дискуссии, чтения, показы, спектакли. Друзья и завсегдатаи давно уже объединились в круг единомышленников.

В целом же задача музея - представлять современный художественный процесс и, что важно, интегрировать в актуальный контекст классическое, признанное уже, искусство.

Как? Одна зарисовку из ежедневного рабочего бытования- однажды здесь проводили выставку "Между землей и небом". В экспозиции работы трех художников - Гойя, Чекрыгин (художник начала XX века) и наш почти современник Штейнберг. Одна из посетительниц посетовала: "Не понимаю я этого современного искусства". Самое любопытное, что они стояли около офортов Гойи, которым 200 лет! Выходит,, что Гойя для них - то же самое современное искусство, как Чекрыгин и Штейнберг. И подобные параллели не редкость.

Александр Комаров, ныне заведующий Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал) отметил в беседе:

- Мы с помощью таких выставок, протягивая ниточки между искусством старых мастеров и наших современников, через связи, которые возникают между предметами искусства и людьми, приглашаем поразмышлять. Мы говорим о том, что люди 500 лет назад, 3000 лет назад размышляли над теми же вопросами, над которыми размышляют сейчас.

Один из самых знаковых здешних проектов: трилогия "Названо Вазари".

- Не так часто мы можем увидеть в одном месте искусство из разных эпох, - продолжает Александр. - Если взять "Названо Вазари. Готика", то там было самое раннее произведение VIII века, то есть ему 1200 лет. Мы стараемся во многих наших проектах показывать искусство в его развитии, в его истории..

Увлекает Арсенал и самим заданием, любовно отреставрированным и деликатно модернизированным. Александр Комаров продолжает рассказ:

- Не так часто бывает, что берут какое-то здание, которое было руинировано, сначала проводят археологические раскопки, затем очень долго и тщательно обсуждают, что здесь должно быть, и только после этого появляется архитектор. Здесь на первый взгляд не очень понятно, где старое, а где новое. Но если ты знаешь правила, для тебя путешествие по Арсеналу становится очень классной игрой в угадайку, было это здесь всегда или это здесь недавно. Например, если у лестницы перила металлические, то она стоит здесь 180 лет. Та же самая лестница со стеклянными перилами - новодел. Если серый кирпич - это новое, если красный кирпич - это старое. Это очень интересно. По сути это пятиэтажный монолитный из железобетонного каркаса дом, но внутри старого здания, которому 180 лет. У нас есть даже специальная экскурсия "Арсенал. Закулисье", на которой мы все это рассказываем.

Анна Марковна Гор, одна из создательниц этого уникального нижегородского культурного пространства, ныне заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по региональному развитию, резюмирует, делясь своей уверенностью:

- Арсенал родился из нашей внутренней потребности измениться самим и изменить статус нашей территории. И сделать город более заметным на карте страны, более подвижным, динамичным, привлекательным, в конце концов, более любимым. И мне кажется, культурное пространство Арсенала всему этому помогает.