Войти в почту

Центр культуры "Прогресс" в Воронеже открыл театральный сезон

Кукольные спектакли московской труппы "Таратумб" дали старт первому полноценному сезону в центре культуры и искусства . Он занял часть подвала в здании бывшей обувной фабрики на улице Фридриха Энгельса, 52. От производства осталось одно название, его и присвоили новому учреждению. "Прогресс" занимается собственными и гастрольными проектами и претендует на статус самой интересной негосударственной сценической площадки в городе.

Центр культуры "Прогресс" в Воронеже открыл театральный сезон
© Российская Газета

В "частном секторе" культуры Воронежа есть несколько театров, пространства для концертов, арт-галереи, нетривиальные программы в кинозалах. И есть запрос на место, где систематически проводились бы мероприятия по разным направлениям искусства. Когда-то таким местом был книжный клуб "Петровский", вокруг которого сложилось целое сообщество. Пусть небольшое, но заметное и значимое для развития города. В 2020-м "Петровский" закрылся, на смену ему пришла россыпь совсем маленьких проектов.

Создание "Прогресса" - попытка в какой-то степени занять ту же нишу. Для центра оборудовали два зала - черный на 80-90 мест, похожий на старое помещение Камерного театра в ДК имени Карла Маркса, и белый на 30-40, где предполагаются детские спектакли и мастер-классы. В июне здесь уже прошла серия событий. Помимо привозных постановок, в афише было три моноспектакля известных в Воронеже актеров. Увидеть их можно будет и в сезоне 2023/2024.

"Правила поведения в современном обществе" - работа заслуженной артистки России по ироничной пьесе Жана-Люка Лагарса. Драматург скрупулезно разбирает предписания, которые окружают благовоспитанного обывателя-конформиста.

- Вокруг рушится мир, а человек точно знает, как правильно обустроить свою жизнь. Как выбрать имя ребенку, как организовать крестины... Лагарс писал эту пьесу, зная, что смертельно болен. Ее главный персонаж, на мой взгляд, - время. Оно течет, как песок сквозь пальцы. Не происходит ничего - и происходит все, - отметила Наталья Шевченко.

Народный артист России ждет в гости маленьких зрителей в сопровождении родителей, бабушек и дедушек. Он готовит серию интерактивных спектаклей по национальным сказкам в жанре сторителлинге. Первой в этом ряду стала корейская история о счастье - "Чепоги". Ее герой, рыбак Ким, внезапно обретает несметное богатство, а артист вместе с публикой размышляет о том, что же ценно для человека на самом деле. Попутно рассказывая о быте и менталитете корейцев.

- Я начинал свою карьеру как артист ТЮЗа, люблю детей и чувствую их. С ними всегда увлекательно играть - и можно прослыть умным человеком! - пошутил Камиль Тукаев.

Молодая актриса Камерного Яна Кузина, в свою очередь, представляет в "Прогрессе" спектакль-концерт по 12 песням Александра Галича. Аранжировки для трио (фортепиано, скрипка, виолончель) выполнила пианистка . Из разноплановых эпизодов складывается целостное высказывание – о времени, о людях, о парадоксах нашей жизни.

В программу нового сезона включили и чисто музыкальный вечер - "График звука". Воронежский композитор и трио duso обещают импровизацию на тему авангарда: картины , и Аршиля Горки попробуют прочесть как партитуры. Каждое цветовое пятно озвучат исходя из его цвета, размера и формы, используя самые разные стили и приемы, от романтизма до додекафонии.

Nональность подберут, опираясь на представления двух самых известных русских композиторов, обладавших цветным слухом: Римского-Корсакова и Скрябина. Например, желтый у них прочно ассоциировался с ре мажором. На такую расшифровку визуальных образов Борисова вдохновило знакомство с творчеством американского новатора ХХ века Эрла Брауна. Тот экспериментировал с нотной записью: вместо привычных линеек и значков ставил на чистом листе короткие горизонтальные и вертикальные полоски. Выглядело это примерно как комбинация дырочек на перфокарте.

Продюсер "Прогресса" Раиса Ждан рассказала, что центр выпустит еще две премьеры. Одну, на документальном материале, поставит петербургский режиссер . Другую - худрук Камерного театра , который хочет пригласить тех воронежских артистов, которые сейчас не заняты в стационарных труппах. От местных деятелей культуры поступают предложения и по другим творческим проектам, связанным с театром, музыкой и выставками. Примерно раз в два месяца в центре будут проходить гастроли независимых коллективов из других регионов.

Подробности - на сайте https://artprogressvrn.ru.

прямая речь

Михаил Бычков, художественный руководитель Камерного театра:

- Невозможно было без боли осознавать, что с культурной карты Воронежа исчезло место, где 20 лет жил наш театр (который тоже начинался как негосударственный), а затем и Никитинский. Это часть истории, у которой есть авторы и виновники, – со временем мы посмотрим им в глаза. Идут годы, в ДК имени Карла Маркса спектакли не показывают, книжного клуба "Петровский" тоже не стало. Будем надеяться, что их место займет новый арт-центр, которому владельцы здания бывшей фабрики предоставили хорошие условия для старта. В оформлении сцен "Прогресса" использованы фермы из старого Камерного, как эстафета. Теперь нужно, чтобы в это пространство была протоптана дорожка, чтобы билетов на его события было не достать.