Страсти по Маркесу
В столичном Театре им. Маяковского, видимо, предполагали, что реакция на новую постановку будет неоднозначной. И подстраховались как могли. Назвали спектакль «Любовь по Маркесу» и маркировали его пометкой «18+». Не помогло. Скандал все равно не заставил себя ждать. Руководитель антиювенальной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Ольга Баранец направила письмо в Департамент культуры Москвы с требованием отменить постановку. Потому что там «используются непристойные сцены и игра актеров, девушки-участницы выходят на сцену в обнаженном виде». Само произведение Маркеса в письме названо безнравственным. Поэтому постановку по нему следует срочно убрать из репертуара, а руководство театра и режиссера Егора Перегудова подвергнуть дисциплинарным взысканиям. «Кому война, подвиг и самопожертвование, а кому «Воспоминания моих грустных шлюх», - возмутились в НКО.
- Я не видел этот спектакль. А вот то, что сама основа спектакля про проституцию... Ну послушайте, фильм Тодоровского «Интердевочка» тоже про проститутку. Тем не менее фильм замечательный, - говорит актер, режиссер и руководитель другого столичного театра - им. Гоголя - Антон Яковлев. - Соня Мармеладова в романе Достоевского тоже проститутка. А спектакль по пьесе Александра Галина «Звезды на утреннем небе»? Это тоже про проституток. И что же теперь? Запрещать все подобные пьесы, не читать Достоевского? Героем произведения искусства может быть кто угодно. Что, проститутки не люди, что ли? У них случаются такие же трагедии и переживания, как у всех. Можно привести множество примеров из русской и зарубежной классики, где герои волею судеб оказываются на дне, в каких-то шокирующих обстоятельствах. Весь вопрос: как это сделано, про что это сделано, что за тема? Еще раз повторю, что тут очень важны контекст и качество спектакля.
- Каждый выбирает по себе, и осуждать печальное зрелище падения нравственного уровня московских театров не имею права, - говорит певица и мама двоих детей Виктория Макарская. - Но я искренне верю, что, несмотря ни на что, мы все-таки пока еще остаемся народом, который сохранил крепкий духовный иммунитет от всякой мерзости, которая продолжает наносить серьезный ущерб детским душам. Искусство становится бессмысленным, если оно не ведет человека к свету, и сейчас мы наблюдаем, как некогда замечательные театры превращаются в дешевый балаган, в котором артисты на лету хватают от неприхотливых зевак деньги за показанные непристойности и демонстрацию пошлости. Жалкое зрелище, по-моему мнению...
Михаил Нечаев.
Фото: П. Тихонова/АГН «Москва»