Земля Кудеяра
Если вам интересны истории про старинных разбойников, про тайные клады, пещерные монастыри, если вы готовы потратить время на то, чтобы побывать в родном доме великого композитора Свиридова, увидеть его первый рояль, если вам любопытно посмотреть больницу, где работал святой Лука Крымский, то вам надо обязательно побывать в Фатеже. А если всё ещё раздумываете, стоит ли, мы попробуем мотивировать вас этим рассказом. Фотиж, Хотежь, Хватеж… Всё начинается с имени. История городов – тоже. Первоначальное название Фатежа реконструируется лингвистами как Хотежь. В разнообразных источниках XVII – начала XVIII века название селения писалось как Фотиж. К концу XVIII века устоялась форма названия Фатеж. В устной речи XIX века название города звучало как Хватеж. Происхождение, вероятно, связано с именем Фотий. Нам остаётся только уточнить значение имени. Оно означает «светлый». На Руси обычно это имя использовалось как монашеское. Есть точка зрения, что первоначальное селение на месте города получило своё имя от ручья Фатежик. Что ж, если он светлый, то может быть и так. Существуют и народные варианты происхождения названия города: «Фатеж назван так из-за большого количества ёжиков. Екатерина II назвала поселение Фатежом после того, как, проезжая по этим местам, увидела ёжика. «Ухватить ежа», «Хвать ежа». Так и получился Фатеж». Ну, что тут сказать, хватающая ёжиков царица – та ещё этимология. Фатеж, как и многие другие селения Курской области, возник в виде поселения служилых людей, охранявших южные рубежи Русского государства от набегов ногайцев и крымских татар. В конце XVII века в Фатеже на берегу полноводной тогда Усожи был возведён оборонительный бастион. Он представлял собой защищённое со всех сторон поселение. С севера и востока его окружал ручей Фатежик, с юга – река Усожа, с запада – болото, от болота до ручья были сооружены вал и ров. На валу располагались две земляные пирамиды наподобие башен, через ров был перекинут мост. Но к началу XVIII века границы Русского государства отодвинулись на юг: Фатеж и другие селения края утратили оборонительное значение, превратившись в сёла. По указу Екатерины II об образовании Курской губернии от 23 мая 1779 года село Фатеж было преобразовано в уездный город Фатеж. Через год утвердили герб города, составленный герольдмейстером Волковым. В верхнюю часть, как и положено, помещён был курский герб. А внизу изображён щит, разделённый надвое: в одной части в красном поле – ружьё, а в другой – в зелёном поле золотая борона. Как счёл своим долгом подчеркнуть герольдмейстер, «жители Фатежа были старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, в связи с чем в городском гербе военное орудие с орудиями тщательного хлебопашца соединено». Монастыри: прошлый и будущий В Фатеже сохранилось предание, что некогда невдалеке от крепости находился пещерный монастырь, а через век или два над бывшим монастырём раскинулся базар. История вполне правдоподобна, особенно учитывая тот факт, что до недавних времён в пойме Фатежика имелись «святые колодцы» – источники с живительной водой. А во дворах улицы Загородной и до сих пор сохранились бездонные провалы, куда по весне стекает талая вода. Как уверяют старожилы, при любой интенсивности весеннего разлива никогда ещё эти ямы водой до краёв не наполнялись! Старики рассказывали, как будучи детьми спускались в глубокие подземелья за крепостной стеной. Появление Фатежского пещерного монастыря связывают с деятельностью Иова Льговского, создавшего монастырь во Льгове, о чём мы рассказывали неделю назад в публикации, посвящённой этому древнему городу. В наше время монастырская «эстафета» была подхвачена. В 2013 году в Фатеже образовали архиерейское подворье в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Знаменитый Валентин Войно-Ясенецкий (святитель Лука) в начале XX века работал в верхнелюбажской, а затем и в фатежской больницах. На территории лечебного учреждения и было открыто архиерейское подворье, которое со временем станет монастырём. Ежегодно на территории монастыря 11 июня (день памяти святого) проходят фестиваль духовной музыки, православная ярмарка, а в день рождения Луки Крымского, 27 апреля, – научно-исследовательские конференции. Пять залов музея О Луке Крымском вам обязательно расскажут в Фатежском краеведческом музее, который был создан 23 декабря 1991 года по решению администрации района. В основу его экспозиции были положены материалы, собранные руководителем клуба «Разведчик» районного Дома пионеров П.И. Золотухиной и школьниками средних школ №1 и №2. Собственно, сам музей был открыт для посетителей 30 июля 1993 года. Некоторое время музей имел статус общественной организации, однако в 1998 году стал филиалом Курского областного краеведческого музея. За годы работы были собраны по крупицам исторические данные о крае, установлены контакты с фатежанами, проживающими за пределами нашей области и за рубежом. Расположен музей в здании старинной купеческой усадьбы городского головы Ассорьева. Фонды насчитывают свыше 2000 единиц хранения, а общая экспозиционная площадь составляет 120 квадратных метров. На выставках отражена история Фатежской земли с конца XVIII века вплоть до событий нашего времени. Большое внимание уделено жизни и деятельности профессора медицины Войно-Ясенецкого (святителя Луки), также представлены материалы об одной из первых в истории Курского края женской гимназии имени императора Александра II. Что любопытно, экспозиция размещена в пяти залах. Первый именуется залом старины. Здесь выставка рассказывает об истории Фатежа и Фатежского уезда, включая события Первой мировой войны. О выдающихся людях Фатежской земли можно узнать в зале «Знаменитые земляки». Зал «Воинской славы» знакомит гостей музея с событиями Великой Отечественной войны, рассказывает о героях-афганцах. А в небольшой картинной галерее собраны работы фатежских художников. Особое место в музее занимает выставочный зал, предназначенный для формирования временных тематических экспозиций, так что здесь всегда можно увидеть что-то новое. Фатеж в литературе Фатеж в русской литературе незаметен. Всего одно значительное упоминание, но зато какое! Писатель Василий Аксёнов в своей книге «Остров Крым» написал о советском периоде города Фатеж. Писатель Евгений Попов вспоминал, как ездил с Аксёновым в Крым в 1979 году: «Мы мало останавливались, ехали довольно быстро. Многое из того путешествия вошло в роман «Остров Крым». Я запомнил случайно название города, через который мы проезжали, Фатеж. Это потом есть в странствиях героя романа Лучникова по России. Это было что-то совершенно невероятное – я такой разрухи никогда в жизни не видел. Маленький городок, по-моему, в Курской области. Мне почему-то запомнился разговор двух местных мужиков: – Ну, что? Завтракать будем или обедать? – А чем отличается? – Если завтракать, то суп брать не будем, а если обедать, то возьмём». А следующий фрагмент уже из самого романа: «Лучников вспомнил южную дорогу, или, как они говорят, «трассу», в Союзе. Недавно они ехали по ней на «Волге» со старым московским другом Лучникова, разжалованным кинорежиссёром Виталием Гангутом. Как назывался тот городок, где мы зашли в магазин? Фанеж? Нет – Фатеж. Разбитый асфальт главной площади и неизменная фигура на постаменте. Был ли там Вечный Огонь? Нет, кажется, только областным центрам полагается по статусу Вечный огонь. Да, в Фитеже не было Вечного огня. Хотя бы Вечного огня там не было. – Сейчас увидишь наше изобилие, – сказал Виталий. В магазине у прилавка стояло несколько женщин. Они обернулись и молча смотрели на вошедших. Может быть, приняли за иностранцев – странные сумки через плечо, странные куртки. Пока они ходили и осматривали прилавки, женщины всё время молча глядели на них, но тут же отворачивались, если они замечали это. В общем, здесь не было ничего. Впрочем, не нужно преувеличивать, вернее, преуменьшать достижений: кое-что здесь всё-таки было – один сорт конфет, влажные вафли, сорт печенья, рыбные консервы «Завтрак туриста»…». Впрочем, что с Аксёнова взять?.. «Остров Крым» – фантастический роман, написан в 1979 году (через 200 лет после образования Фатежа), издан после эмиграции автора из СССР в США в 1981 году. Представляет собой фантазию и политическую сатиру, разбавленную жизнеописаниями персонажей. А вот российский император Фатежом остался доволен. Правда, посетил город он задолго до Аксёнова и его героев. В августе 1861 года Александр II в сопровождении свиты отправился в многодневное путешествие на отдых в Крым с проездом по южным губерниям Российского государства. По пути царь-освободитель пожелал подробно ознакомиться с жизнью и бытом своих подданных и довольный хлебосольством жителей Фатежского уезда на несколько часов задержался в Фатеже. В его честь в городе была открыта женская прогимназия. Кудеяр и амазонки О знаменитом разбойнике немало написал краевед, историк Анатолий Бирюков, который несколько лет возглавлял краеведческий музей. По преданию, Кудеяр был единокровным братом Ивана Грозного, сыном Василия Иоанновича от брака с Соломонией Сабуровой. Долгое время царственный брак оставался бездетным, и великий князь приказал заточить бесплодную супругу в суздальский монастырь, где она впоследствии родила мальчика, названного Георгием. Официально объявили о смерти ребёнка, но по Руси ходили слухи, что мальчик остался жив, вырос у надёжных людей и стал легендарным предводителем разбойничьих шаек. Слово «кудеяр» древнеславянское и означает «владеющий большими сокровищами». Такой эпитет получал любой удачливый предводитель лесных разбойников, оставивший заветную «поклажу». Со временем «разбойничье» прозвище превратилось в имя собственное и уважаемое. Из исторических документов известны белевский сын боярский Кудеяр Тишенков, елецкие дворяне Сурка и Кудеяр Кирилловы. Во всех регионах центральных, южных и западных областей России есть географические объекты, связанные с именем атамана Кудеяра «Васильевича». Легенды о знаменитом разбойнике как бы не замечают огромности «сферы влияния», каждое местное предание повествует о предводителе шайки как о своём земляке. В Фатежском районе есть деревня Соломино, основанная, по легенде, знаменитым разбойником и названная в честь его матери Соломонии. Находилась она в глухом массиве на незначительном удалении от торговых путей, богатых купеческими караванами. По преданию, в Соломино находился основной лагерь шайки Кудеяра, и именно здесь надо искать его «заветную поклажу». Согласно легенде, местный крестьянин рода Костиных, собирая в лесу лечебные травы, наткнулся на поросший мхом камень с полустёртыми письменами. Разобрать надпись малограмотному селянину не удалось, но на камне была чётко высечена стрела, указывающая на столетний дуб. Пошарив у корней дерева, крестьянин обнаружил старинный меч и пронзённый стрелой череп. Испугавшись, травник покинул «проклятое» место и никому не указал его точного местонахождения. Но по Соломино пошли слухи, что удачливый селянин обнаружил один из кладов разбойника Кудеяра. К подтверждению домыслов после смерти крестьянина его потомки переселились в Курск, были приписаны к купеческому сословию и жили безбедно, возведя немалый по тем временам дом рядом с центральной ярмарочной площадью и «торговые ряды». Но Анатолий Бирюков не ограничивается только историей Кудеяра. В одном из интервью он рассказывал: – Копаясь в огороде, я случайно обнаружил статуэтку: девушку, похожую на амазонку. При этом известно, что в 1887 году крестьяне, работающие у помещика Кишкина, стали находить разные ценные вещи. Это и посуда, и полустёртые монеты. Здесь же нашли и захоронения с останками древних воинов. При этом многое указывало на то, что захоронены женщины: одежда, размеры оружия, причёски и строение костей. Таким образом, не исключено, что наш край как-то связан с этими амазонками… Вот так вот. Всё может быть в таких сказочных краях, как окрестности города Фатежа. Свиридов и Фатеж Но больше всего город прославил не Кудеяр, а композитор Георгий Свиридов. Его мемориальный музей был открыт здесь в 2005 году к 90-летию со дня рождения композитора. Музей располагается в здании старинного особняка, два этажа которого в начале ХХ века занимало почтово-телеграфное ведомство, а третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил отец будущего композитора – почтовый служащий. Именно здесь и появился на свет 16 декабря 1915 года Георгий Свиридов. Сегодня здание мемориального музея имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Замечательные экспозиции отражают все периоды жизни и деятельности Свиридова – детские годы, проведённые в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде и Москве. Также показан весь творческий путь великого композитора. Особый колорит залам музея придаёт интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Свиридова – рояль фирмы «Беккер», который появился в семье музыканта в 1920 году. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение. В 2006 году здесь появился бюст композитора – отличная работа народного художника СССР Михаила Аникушина. В итоге родина Свиридова стала местом проведения всероссийских музыкальных фестивалей, на которых выступают известные исполнители и хоровые коллективы. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников КСТАТИ Говорят, что во всей России есть всего два памятника, которые посвящены пахарю, один из них – в Фатеже. Идея увековечить труд земледельцев принадлежит местному предпринимателю Юрию Батину. Автором бронзовой фигуры стал известный курский скульптор Юрий Киреев. Памятник представляет собой крестьянина, идущего за сохой, – именно так возделывали землю на протяжении столетий, да и сейчас во многих деревнях техника не до конца вытеснила ручной труд. Чтобы соблюсти историческую достоверность, скульптору пришлось проделать серьёзную исследовательскую работу. Оказалось, что даже соха в Сибири была одна, а у нас в Черноземье – другая. Есть соха с жёсткой сцепкой, есть такая, в которую запрягают быков. У нас использовали в основном лошадей. Но при этом некоторыми деталями пришлось пожертвовать. В руках крестьянина, идущего за сохой, должны были быть вожжи. Но эту деталь можно отломать или спилить. При создании городской скульптуры приходится думать над тем, как защитить её от вандалов.
В Курске пройдёт кинопоказ в поддержку зооприюта «Право жить»