Скульптор из Сибири о создании памятника Бухгольцу: «Для меня это был экзамен»
Удачный дебют Михаил, как родилась идея создания статуи всадника – основателю первой омской крепости Ивану Бухгольцу? — Тринадцать месяцев назад ко мне обратились представители администрации города Омска с просьбой разработать проект конной статуи. Это их идея. Вообще, в мире художников конная скульптура считается одной из самых сложных, и для меня это был своего рода экзамен, очень многому пришлось научиться и узнать. С какими трудностями пришлось столкнуться? — Всадник – сложное изображение, и не все справляются с такой задачей. Вообще, прежде чем взяться за дело, надо было создать эскиз – для этого нужны отдельный проект и смета. После того как проект был создан и мы поняли, что он весьма удачен, начался следующий этап – реализация непосредственно самой скульптуры. Фигуру и рельефы мы лепили семь месяцев – это очень мало, но нам удалось уложиться в эти сроки. Мы использовали в своей работе увеличительную рамку. Эта эффективная технология позволяет увеличить скульптуру с высокой точностью, а не на глазок, как многие наивно полагают. Почему в качестве места расположения памятника была выбрана Иртышская набережная? — Когда мы создавали проект памятника с архитектором Марией Калницкой, предполагалось, что скульптура должна располагаться на площади Бухгольца – там, где сегодня находится шар. Тогда мы столкнулись с негодованием общественности, поскольку горожане прикипели и были против, если известную в Омске скульптуру заменят чем-то другим. Несколько недель продолжалась заочная дискуссия, даже создавалась петиция в поддержку «Шара». Тогда же поступило предложение установить скульптуру на Иртышской набережной, и это оказалось правильным решением. Площадь Бухгольца – закрытое пространство, и для чего-то монументального она не очень подходит, а Иртышская набережная – река, простор. Словом, идеальное место. Мы немного отклонились от истории, поскольку считается, что высадка была именно в том месте, где расположен шар, но, на мой взгляд, это не важно. Город прислушался к мнению омичей, и все довольны. К тому же Иртыш – та водная артерия, по которой ходили первооткрыватели, и эта связь присутствует. Соотношение цены и качества Насколько известно, установка статуи велась совместно со специалистами из Екатеринбурга. Почему было принято такое решение – не доверяете сибирякам? — Литейщиков не так много по стране. Многие памятники, которые установлены в Омске, изготавливали много лет назад в Омске, отливая по довольно простой технологии «в землю», которая на сегодняшний день вообще ушла в прошлое. Урал – центр металлургии нашей страны, и там до сих пор отливают различные скульптуры. У нас было три варианта, где можно было отлить скульптуру – Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область, а точнее городок Красноуфимск. Фигура Бухгольца довольно большая – 4 метра, и ее собирали по частям, а везти издалека – не самое лучшее решение. К тому же уральские мастера очень качественно льют. Здесь все сошлось: цена и качество. Велось ли обсуждение с властями города и меценатами во время изготовления скульптуры? — Основное пожелание – создать памятник Ивану Бухгольцу на коне. Нам очень повезло с заказчиками – администрацией города и ГК «Титан» в лице Михаила Сутягинского. Они не лезли в творчество, а полностью нам доверились. Отсюда на стадии создания проекта было понимание, что всем понравится итоговый проект. Отдельную благодарность хочу выразить департаменту культуры администрации Омска, который взял на себя оформление всех документов. Если не секрет, то какая стоимость скульптуры? — По меркам скульптурного мира это очень дешево. На памятник вместе с прилегающей территорией ушло 30 миллионов рублей. Думаю, в Москве это было бы гораздо дороже. Идея была сложная, но реализуемая. Благодаря моим знакомствам в академии я привлек к работе довольно молодых ребят для создания рельефов, а также архитектора. Они были готовы поучаствовать в интересном проекте не за миллионы. Все началось с кусочка пластилина Как вы пришли к своей технике создания скульптур? — Еще с институтских времен у меня даже в зимней куртке всегда лежал кусочек пластилина, из которого пытаешься слепить идеальную форму. Я окончил мастерскую академика Свешникова. Это весьма серьезная академическая школа, которая входит в тройку лидеров по обучению скульпторов. Ты понимаешь, что в этих стенах учились когда-то Илья Репин, Михаил Аникушин, Павел Трубецкой и другие известные люди. Это очень сильная мотивация. В итоге я стал академическим скульптором и стараюсь этого придерживаться. Кто ваши любимые скульпторы и архитекторы? — Среди архитекторов – однозначно Антонио Гауди. Он революционер в своем роде. Среди скульпторов мне нравится Джованни Лоренцо Бернини. Хотя многие говорят, что он скорее ремесленник, но именно это меня в нем и привлекает. Есть ли у вас любимая работа собственного авторства, которую вы бы назвали делом всей жизни? — Это скульптура филина, которую я слепил еще в Санкт-Петербурге. Сейчас она на выставке в Доме художников. Вообще, у меня нет тяги к анатомии человека, я больше люблю людей показывать через животных. Возможно, в будущем появится что-то новое. Фото: Александр Калашников, Михаил Минин, ФедералПресс / Екатерина Сумина