Войти в почту

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского

"Хованщина" занимает особое место в летописи исторических спектаклей Мариинского театра. Бессмертный шедевр продолжает волновать сердца людей и вызывает неподдельный интерес к событиям русской истории. Капитальное возобновление исторической режиссуры с собственными дополнениями осуществил известный петербургский режиссер .

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
© Российская Газета

"Хованщина" Мусоргского рассказывает об одном самых волнующих периодов истории - мятеже стрелецкого восстания и церковного раскола конца XVII века. Либретто не имеет литературного первоисточника. Мусоргский соединил в своем грандиозном сочинении волнующие вехи истории эпохи Петра. Люди идут навстречу друг другу, их влекут любовь и ревность, страсть фанатизма и непреклонная вера. Композитор пристально изучал характеры людей, считал, что "в человеческих массах, как и в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки; черты, никем не тронутые. Подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать их и кормить ими человечество как здоровым блюдом, которого еще не пробовали, - вот задача-то! Восторг и присно восторг!"

Фото: Наташа Разина /Мариинский театр

В репертуаре Мариинки "Хованщина" появилась благодаря . В 1911 году он осуществил постановку оперы Мусоргского на императорской сцене и исполнил партию раскольника Досифея. Художником-оформителем того исторического спектакля был . Шаляпин боготворил эту оперу, а партию Досифея пел множество раз, в том числе за границей. С тех пор прошло немало лет. Сегодня "Хованщина" идет в театре в постановке Леонида Баратова и Федора (новая сценическая версия 2000 года возобновлена Юрием Александровым).

В главных партиях выступили лучшие певческие силы Мариинки: (князь Иван Хованский, начальник стрельцов), (князь Андрей Хованский, его сын), (Досифей), (князь ), (Сусанна, раскольница). Интуитивное постижение исполнителями жизненной силы оперы передавалось едва ли не в каждой сцене спектакля. Пронзителен финал "Хованщины" - сцена самосожжения раскольников в лесном скиту. Этот трагический исход - спор тела и души, противостояние жизни и смерти венчает музыкальную драму.

заразил своей кипучей энергией солистов, хор и оркестр. Его неукротимая воля и экспрессия передавались не только исполнителям, но и завороженной публике, которая устроила по окончании спектакля долгие овации!

Валерий Гергиев: "Спектакль в классической постановке Леонида Баратова и оформлении художника Федора Федоровского мы бережно сохраняем в репертуаре Мариинского театра вот уже более 70 лет, с огромным успехом показывали его по всему миру. Он не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер. "Хованщина" всегда была визитной карточкой Мариинского театра. Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования".

"Хованщина" Мусоргского снова имела невероятный успех у зрителей. В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона в партии боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы.

"Для меня сила Марфы заключается в ее вере, - признается Зинаида Царенко. - Вере в "правое", по мнению раскольников, дело. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций. Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом".

Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души. Царенко действительно удалось выразить состояние нежной и трепетной души раскольницы, бесконечно искренней в своей любви и страданиях. Страсть, испуг и мольба - все переплелось в образе героини. Будь то встреча с Андреем на Красной площади, или сцена гадания в кабинете князя Василия Голицына. Чистота души Марфы, цельность ее натуры, чувства и эмоции отражают естество ее личности. А в финале оперы Марфа пускается в костер вместе со своим возлюбленным князем Андреем во имя его очищения и спасения.