"Кроме театра у нее ничего не было". В Москве простились с Ириной Мирошниченко
Ирина Мирошниченко, ушедшая 3 августа, была последней из актрис Московского Художественного театра, выходившая на сцену с теми, кто служил во МХАТе при Станиславском. С Виктором Станицыным, который ставил с ней "Последние дни" и "Миссис Чивли", с Борисом Ливановым ("Чайка", "Тяжкое обвинение), а в "Соло для часов с боем" с ней рядом играли еще Яншин, Тарасова, Степанова...
"Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать", - говорила ее Аркадина из "Чайки" в постановке Олега Ефремова. Мирошниченко, кажется, некогда было думать об этом в середине 60-х, когда вспыхнувшая сверхновая звезда была нарасхват в театре и кино, и в чеховских ролях, и в постановках великих кинорежиссеров. Обожаемая теми, кто видел ее только на экранах телевизоров…
Понедельник, утро, августовская жара. Пришедшим на прощание есть что сказать об Ирине Петровне.
- Она мне всегда нравилась как женщина! - восклицает Вадим Соломников, ныне пенсионер, а раньше инженер "Росатома", приехавший в Камергерский из далекого подмосковного Протвино за час до начала гражданской панихиды. - Я никогда не забуду ее в "Зимней вишне". Какая же она там красивая, смелая, задорная, а героиня-то - баба, мечущаяся между семьей и старой любовью. Чтоб так сыграть - надо всю себя без остатка отдать зрителю!
…Прощания в московских театрах - это всегда большие трагические спектакли с выходом на сцену больших артистов с авторскими монологами, но не сыгранными, а пережитыми вне системы Станиславского. Люди, отыгрывающие сложные эмоциональные тексты, вдруг начинают запинаться, искать слова и нередко по-настоящему плакать. Но сейчас Евгений Миронов, Лев Лещенко, Авангард Леонтьев, Михаил Швыдкой, выходя к переполненному залу, держат себя в руках, вспоминают, как Мирошниченко работала, общалась, бросалась помогать коллегам. Лишь Марина Зудина, вышедшая на сцену в темных очках, не могла сдержать слез, обратившись к Мирошниченко с просьбой передать поклон Олегу Табакову.
Сама Ирина Мирошниченко десятки лет выходила на сцену разных театров говорить прощальные слова вместе с коллегами, а потом прощалась уже с ними... Никогда не сбивалась, не давала волю эмоции, профессионально берегла грим. Она и на прощании на огромном фото - веселая, яркая, лучезарная. Оно сделано на юбилейном вечере в честь 80-летия народной артистки РСФСР, о котором художественный руководитель МХТ имени Чехова Константин Хабенский вспоминает, что придумала его сама Ирина Петровна.
- Она за несколько недель до юбилея пришла ко мне, и мы говорили, о том, каким она хотела бы видеть праздник, кого бы хотела на него пригласить, что хотела бы на нем сказать… И еще о том - что надо бы реставрировать спектакль Олега Ефремова "Три сестры", в котором сыграла не одну роль…
Все, вспоминавшие сегодня Ирину Петровну, говорили, как она болела работой.
Перестав выходить на сцену каждый день, как это бывало раньше, - она отдавала театру все, что было в ее силах. МХТ, как вспоминал со сцены ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, был для нее, в последние годы одинокой, домом в самом прямом смысле слова. "Кроме театра у нее ничего не было, а наши актеры - молодые и не очень - были для нее самыми настоящими детьми, она все время напрашивалась на их вечера, разговаривала с коллегами без всякого высокомерия, как с ровесниками".
А вот фото из блога, который Мирошниченко несколько лет вела в ЖЖ. Звезда в элегантной шляпе - в вагоне метро на презентации тематического поезда в честь 120-летнего юбилея Московского Художественного театра. Эффектная блондинка на 75-летнем юбилее Школы-студии МХАТ. А вот она же с микрофоном в руках, поет что-то под аккомпанемент Московского ансамбля современной музыки в "Рождественском концерте" в постановке Марины Брусникиной…
"Слышите, господа, поют! Как хорошо!" - говорила Аркадина все в той же "Чайке". И ей в пьесе отвечали: "это уже на том берегу"...