Войти в почту

Народный артист СССР Вячеслав Гордеев: штрихи к портрету юбиляра

<p>Более двадцати лет Вячеслав Гордеев отдал искусству служения танцу на сцене прославленного Большого театра, позднее здесь же он три года руководил балетной труппой. Сегодня Вячеслав Гордеев - профессор, возглавляющий хореографическую кафедру балетмейстерского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС), а также основатель и бессменный художественный руководитель Московского областного государственного академического театра «Русский балет». </p><p>Знакомство с этим человеком – бесценный дар судьбы. Уже немало лет мы встречаемся с Вячеславом Михайловичем на спектаклях. На репетициях доводилось наблюдать его захватывающие уроки творческого мастерства. Незабываемы гордеевские разборы за кулисами па-де-де и па-де-труа, батманов и фуэтэ артистов после премьерных показов. Памятны наши полуночные посиделки во время гастролей по стране. Доводилось видеть балетного короля не только в смокинге, но и в домашних тапочках. И всякий раз задаюсь вопросом: откуда у этого человека столько жизненной энергии?! </p><p>Главным источником мастерства и творческого вдохновения Вячеслава Гордеева, безусловно, является огромное трудолюбие. Преодоление жизненных трудностей с самого детства только закаляло его характер, служило стимулом для духовного развития. </p><p>В 11-летнем возрасте Слава увидел спектакль «Ромео и Джульетта» с участием Галины Улановой и заболел балетом. После этого записался в хореографическую студию при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. А вот мама мечтала видеть сына военным дирижером. Вскоре, пройдя жесточайший отбор, Гордеев был зачислен в суворовское училище. Однажды по пути к новому месту учебы он с мамой заглянул в Московское хореографическое училище, а там - конкурсный отбор и 600 человек на место. Он решил испытать судьбу и стал одним из трех счастливчиков, выдержавших серьезный экзамен. </p><p>Сразу после окончания хореографического училища Гордееву предложили на выбор три места службы: танцовщик в прославленном коллективе Игоря Моисеева с окладом 250 рублей, солист театра Станиславского и Немировича-Данченко с окладом 220 рублей и рядовой артист кордебалета Большого театра с окладом 98 рублей. Сегодня его выбор известен всему миру.</p><p>В 26 лет на пике карьеры у Вячеслава Гордеева случился разрыв ахиллова сухожилия. После столь тяжелой травмы на балете можно было ставить крест. Но нет, всего лишь за полгода ему удалось не просто восстановиться, но и продолжить активную творческую жизнь на сцене. В данном случае искусство балета само выбрало танцора. </p><p>Что греха таить, «террариум единомышленников» не раз случался в артистической среде Большого театра. В любом творческом коллективе, а тем более в таком огромном, неизбежны конкурентные отношения, интриги, зависть… А посему особенно ценны отзывы о Вячеславе Гордееве его заслуженных коллег по цеху, народных артистов СССР. </p><p>Всемирно известный хореограф Юрий Григорович: «Вячеслав Гордеев, кажется, никогда не тратил времени даром – он его ценил. Поэтому многое успел и в Большом театре, куда пришел в конце 60-х, и за его пределами, когда бесстрашно пустился в собственное плавание, уже обретя опыт, мастерство и имя. </p><p>Большой театр раскрыл его природный дар танцовщика и укрепил характер. Премьерские партии, которые он получил довольно быстро, формировали одновременно и его личность. У Гордеева на сцене и репетициях, и на гастролях, и в сложных жизненных обстоятельствах мы наблюдали неуклонный рост». </p><p>Советская и российская балерина Людмила Семеняка: «Мы много выступали вместе – и образы, которые были созданы нами в тех спектаклях, стали общей частью наших творческих биографий. Очень важно, с кем ты начинаешь танцевать. На заре своей карьеры в Большом я впервые танцевала партию Мари в балете «Щелкунчик» – вместе со мной дебютировал в центральной мужской роли и Вячеслав Гордеев. Меня поразило, насколько надежен он был как партнер и какое зрелое сценическое мастерство, какую виртуозность продемонстрировал на первом же спектакле. Но главное – он был лучезарным, излучал сияние юности. Этот свет я запомнила на всю жизнь, и тот наш «Щелкунчик» оказался для меня настоящей путеводной звездой». </p><p>Народный артист СССР, артист балета и педагог Борис Акимов: «Поражает, восхищает и вызывает глубокое уважение его необыкновенная преданность искусству танца - делу, которому он, по сути, посвятил всю свою жизнь. На своем пути Гордеев прошел многие этапы, перевернул многие страницы биографии. Это и сценическая деятельность, и балетмейстерские постановки, и руководящая работа в различных коллективах. Его удивительная преданность делу, нацеленность на успешный конечный результат всегда проявлялись и получали высокую оценку профессионалов. Свойственное ему творческое горение - неотъемлемая часть его натуры». </p><p>В 1981 году Вячеслав Гордеев дебютировал как балетмейстер. Будучи премьером Большого театра, он принял предложение стать руководителем небольшого ансамбля «Классический балет», который со временем преобразовал в государственный академический театр «Русский балет». Здесь он осуществил постановки балетов П.И. Чайковского, немалого числа шедевров мировой классики и современных хореографических миниатюр. </p><p>Заветная мечта маэстро Гордеева - построить свой театр – дворец классического танца с большой и удобной для балета сценой, просторными репетиционными залами, собственными костюмерными мастерскими, с музейной экспозицией, посвященной русскому балету, и местом для занятий детской хореографической студии. Он мечтает о собственном доме для театра «Русский балет», в котором будет творить его труппа и дарить нам, зрителям, красоту волшебного искусства классического танца. </p><p>За два десятилетия зарубежных гастролей по всему миру Вячеслав Гордеев заработал для «Союзконцерта» (ныне «Росконцерт»), не один миллион долларов. Он не положил их себе в карман, их отдали в государственную казну. А теперь, когда Гордеев просит у государства средства на строительство здания театра для «Русского балета», ему говорят, денег нет… </p><p>С деньгами в стране сейчас действительно туго. Но в Москве, не секрет, все еще пустуют заброшенные кинотеатры и ДК. Может, все-таки власть имущим, спонсорам стоит задуматься о судьбе нашей культуры и начать вкладываться не только в реконструкцию дворцов «для веселых и находчивых». Вопрос только в том, как скоро и кто, как Вячеслав Михайлович Гордееев, озаботится сохранением нашего национального достояния – Русского балета! </p><p><b>Вместо послесловия</b> </p><p>Завтра, 4 августа, в 20:15 мск на телеканале Культура в программе «Линия жизни» смотрите диалог Вячеслава Михайловича Гордеева со зрителями. </p><p><i>Фото из архива театра «Русский балет».</i></p><p> </p>