Балет Большого театра выступил в Китае после пятилетнего перерыва

После пятилетнего перерыва балетная труппа Большого театра выступила в Китае на сцене Оперного зала Национального центра исполнительских искусств в Пекине.

Балет Большого театра выступил в Китае после пятилетнего перерыва
© Российская Газета

Зал вмещает в себя около 2400 мест и считается чудом современной архитектуры. Люди между собой называют здание "летающей тарелкой". Были даны четыре представления балета "Дон Кихот" и два гала-концерта - они включали в себя лучшие фрагменты самых известных балетов Большого театра. Например, таких как "Спящая красавица", "Эсмеральда", "Спартак", "Лебединое озеро". В них приняли участие ведущие танцовщики Большого - Екатерина Крысанова, Элеонора Севенард, Мария Виноградова, Игорь Цвирко, Денис Родькин, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко, Денис Савин, Михаил Лобухин и другие. Выступления Большого балета прошли в сопровождении Симфонического оркестра Национального балета Китая. Дирижер - маэстро Павел Клиничев.

Как проходили гастроли

Билеты на спектакли выкупили полностью. В сюжете Первого канала, посвященном гастролям, показали людей, которые приехали на выступления Большого балета в Китай специально из других городов и стран. Артистам балета, правда, не удалось посмотреть Китай, как бы им хотелось - должны быть в форме, не перегружать ноги - высока ответственность перед зрителями. Тем не менее удалось пройти по городу, заглянуть в знаменитый чайный домик, полюбоваться на карпов, познакомиться с архитектурой...

Очередь за билетами на выступление балета Большого театра в Пекине. Фото: Катерина Новикова / Большой театр

Зрители делятся впечатлениями - говорят, что русский балет сложнее европейского. Особое удовольствие - считать знаменитые 32 фуэте.

Мария Аллаш, экс-прима-балерина Большого театра (танцевала 25 лет), педагог, дала интервью о гастролях мировым СМИ. Она рассказала, что очень ждали эти гастроли - приехали в Китай впервые после пандемии. И Китай - первая страна, куда отправился театр на гастроли после перерыва. Были большие ожидания и надежды, и они оправдываются. Приехали в Китай сейчас молодым сильным коллективом - и начинающие звезды, и уже состоявшиеся. "Будем рады, если зрители почувствовали наше настроение, отдачу и любовь. Мы всегда выступаем с открытой душой. Я была в Китае много раз, мне всегда нравилось, как тут принимают. Китайская публика очень любит балет, тепло принимает, зрители очень восприимчивы к тому, что происходит на сцене".

Следующие гастроли Большого театра планируются в Беларуси. Повезут балет "Иван Грозный" и другие спектакли.

Когда и как выступал Большой театр в Китае в XXI веке

Большой театр уже в XXI веке выступал в Китае неоднократно. В 2001 году вниманию китайских театралов был предложен балет "Лебединое озеро": в Шанхае он был показан в Большом театре, в Пекине - в зале Всекитайского собрания народных представителей (Дом народных собраний).

В 2006-м артисты оперы, балета и оркестр Большого дали два концерта в честь открытия Года России в Китае. Концерты проходили в главном зале Дома народных собраний, одном из самых знаменитых зданий китайской столицы с общей площадью 170 тыс. кв. м. В этом зале 10 тыс. мест. В 2010 году в гастролях приняли участие все творческие коллективы театра. Было дано десять представлений: четыре оперы "Евгений Онегин", три балета "Дочь фараона" и три балета "Дон Кихот". Все спектакли прошли на сцене Оперного зала пекинского Центра исполнительских искусств. Что касается оперной труппы Большого, то это были ее первые, исторические, гастроли в Китае. "Евгений Онегин" в нашумевшей постановке Дмитрия Чернякова снискал тогда беспрецедентный успех.

В 2015 году состоялись полномасштабные гастроли оперы, балета и оркестра в Гонконге, прошедшие в рамках знаменитого Гонконгского фестиваля искусств ("Царская невеста", "Пламя Парижа", "Драгоценности").

В 2018 году Большой театр принял участие в праздновании двадцатилетия Большого театра Шанхая. В честь этого знаменательного события были показаны три представления оперы "Царская невеста". Спустя несколько дней, дождавшись прилета оркестра, балетная труппа Большого показала на ставшей к тому времени уже традиционной его площадке, в Оперном зале пекинского Центра искусств, три представления балета "Корсар" и три - "Пламя Парижа".

Прямая речь

Источник движения

Махар Вазиев, художественный руководитель балета Большого театра:

- Русский балет оказал огромное влияние на рождение и становление китайского балета. Очень много сделал для этого Петр Андреевич Гусев. В свое время подобное произошло с нашей историей, ведь балет родился во Франции и в Италии. Но в дальнейшем наши предки оказались настолько талантливы, что сочетание этих двух школ стало изначальной базой для нас, на основе которой мы создали свою, русскую школу классического балета. И китайцы, бесспорно, народ очень талантливый. В этом смысле, конечно, прослеживаются параллели.

Артист балета Большого театра Алексей Путинцев в роли Актеона в спектакле "Диана и Актеон". Фото: РИА Новости

Китайцы впитывали все. И надо у них брать пример - как они умеют адаптироваться к чужому так, что постепенно это становится своим. Надо признать, что они сделали колоссальный рывок, и сегодня китайский балет - один из лучших! Не случайно так много победителей на международных конкурсах именно из Китая. Это яркие, мощные, талантливые артисты.

Гастроли для нас всегда очень важны. Это особая ответственность - представлять балет Большого театра! Мы открываем гастроли в Китай гала-концертом, а затем покажем несколько раз спектакль "Дон Кихот", который в известной степени является отражением традиций московского классического балета. Зажигательный, эмоциональный спектакль. Его история в Большом включает имена выдающихся исполнителей. И по сей день нас восхищают записи Майи Плисецкой, Ольги Лепешинской, Екатерины Максимовой, Асафа Мессерера, Вахтанга Чабукиани, Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Александра Годунова... Чтобы танцевать ведущие партии в этой постановке, нужно обладать потрясающими базовыми знаниями, выносливостью, энергией, эмоциями, сочетанием многих качеств. "Дон Кихот" - один из лучших спектаклей в нашем репертуаре, он отчасти отражает состояние труппы сегодня. Уверен, что нынешнее поколение исполнителей сможет впечатлить и порадовать зрителей: Элеонора Севенард, Елизавета Кокорева - наши молодые прима-балерины! Наряду с опытными, замечательными артистами - Екатериной Крысановой, Анной Никулиной. Их партнерами станут Игорь Цвирко, Дмитрий Смилевски, Денис Родькин, Владислав Лантратов! Это мощный десант.

Самое главное в таких поездках - это сотрудничество, взаимообмен, то, что является источником движения.

Я уверен, что в общении будут рождаться и новые проекты, и новые идеи.