В Уфе открылась выставка "Летние каникулы"
В галерее "Ижад" начались "Летние каникулы" - открылась четвертая выставка одноименного проекта, который знакомит любителей прекрасного с живописью, графикой, скульптурой и арт-объектами, созданными известными в Башкирии и России художниками.
Первая выставка "Летние каникулы" экспонировалась летом 2019 года, вторая - летом 2020-го, третья, после двухлетнего перерыва, вызванного пандемией, - летом 2022-го.
На третьей и четвертой представлены произведения из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, филиалом которого является галерея "Ижад".
Экспонентов семеро: Зуфар Гаянов (1941 - 2015), Ильис Ямалетдинов (1936 - 2022), Геннадий Березин (1927 - 2015), Роберт Ягафаров (1948 - 2011), Станислав Лебедев (1945 - 2014), Фирдант Нуриахметов и Михаил Спиридонов.
Каждый модуль, в котором представлены произведения конкретного художника, сопровождается персоналией и аннотацией, так что любой посетитель выставки может составить представление об авторах, их творческом пути и эстетических идеалах.
Открывает экспозицию живопись на шелке и акварель тонкого лирика Зуфара Гаянова. Центральное место здесь по праву занимает часть триптиха "Урал-батыр" из серии "Стремление к гармонии".
По словам искусствоведа, заместителя директора Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова по научной работе Светланы Игнатенко, культурологические ценности человечества подвели Гаянова в 1990-е годы к освоению такого выдающегося пласта национальной культуры, как башкирские эпосы.
Фото: Гульназ Данилова
"Эпос "Урал-батыр", апеллирующий к фундаментальным нравственным категориям - победе жизни над смертью, добра над злом, вечного над преходящим, - занял в этом ряду место особое. Созданная в эти годы по мотивам "Урал-батыра" живопись на шелке, передающая экзотику национального бытия и фольклора, - важнейшая часть творческого наследия Гаянова и современной башкирской культуры. Этими же характеристиками отмечена не менее известная его серия, созданная по мотивам произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Все вместе эти произведения возвращают нас к древним национальным истокам, призывают к воспитанию культуры памяти, без которой человеку, по мнению Гаянова, трудно оставаться Человеком.
Фото: Гульназ Данилова
Продолжают тему красоты и гармонии произведения Михаила Спиридонова, наполненные неизъяснимой грустью. На всех его картинах предметы или фигуры как будто выплывают из тумана, из-за чего реальность кажется иллюзорной. Произведения, достаточно лаконичные по форме, по содержанию многозначные, отражающие восприятие художником мира и себя в этом мире. Кто я, откуда пришел? Особенно остро этот вопрос звучит в картине "Мой путь", где самого человека нет, а есть земля и небо, соединенные потоком того же тумана, но очень концентрированного.
Кстати, задать Михаилу Спиридонову вопросы, которые появились после просмотра картин, можно на творческой встрече, которая состоится 27 июля в галерее "Ижад".
Фото: Гульназ Данилова
А мы продолжаем экскурсию и знакомимся с творчеством Роберта Ягафарова (1948 - 2011). Он был уникальной личностью. Художественного образования не имел, всю жизнь работал врачом, но в искусстве достиг таких высот, которые недоступны иным профессиональным художникам. На выставке в "Ижаде" можно увидеть малую толику его наследия, насчитывающего сотни работ. Это городские пейзажи из серии "Уфа: вчера и сегодня", вариации на тему башкирских мотивов, выполненные пастелью.
К слову, в 2011 году Союз художников России наградил Роберта Мидхатовича дипломом за большой вклад в развитие искусства пастели. Эту награду он получил на I Всероссийской выставке пастели в Омске. А вместе с ней и признание как одного из ведущих пастелистов в стране.
Фото: Гульназ Данилова
"Летние каникулы" завершаются на мажорной ноте - входя в последний зал, ты буквально оказываешься в калейдоскопе ярких красок. Здесь выставлены лучшие работы Станислава Лебедева (1945 - 2014), созданные в уникальной авторской технике и раскрывающие суть его творческой концепции: живопись и декоративные панно.
Композиции "Нарядные лошади", "Радость. Хорошее настроение", "У колодца" буквально пропитаны позитивом, а панно со знаменитым "Дыр бул щыл" - стихотворением в стиле "зауми", апогеем авангарда - словно намекает , что не надо быть слишком серьезным.
Как отметила Светлана Игнатенко, для искусства Станислава Лебедева характерно видовое многообразие: он с равнозначным интересом работал в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
- Его живопись и декоративные панно поражают буйством красок, насыщенным колоритом, выражающими их жизнеутверждающий, оптимистический характер и одновременно философскую глубину. Начинавший как реалист, в живописи и декоративных панно 1980-х - 2010-х годов Лебедев откровенно авангарден: его любимыми стилистическими направлениями стали кубизм и экспрессионизм. Во многих произведениях отчетливо читаются интонации русского лубка - буйство красок, яркие цветовые контрасты, фольклорность образов, дух ярмарочности и народного праздника. Сам художник говорил, что его совершенно не привлекают серые, грустные картины, а друзья Лебедева рассказывали, что приезжавшие в годы перестройки в Уфу французы, увидев его картины в одном из министерств, попросили познакомить их с этим "веселым художником".
Экспозицию дополняют арт-объекты и скульптуры таких мастеров, как Ильис Ямалетдинов - резьба по дереву, Геннадия Березина - резьба по кости и Фирданта Нуриахметова - бронза, папье-маше.
Фото: Гульназ Данилова