Русский «социальный лифт»: Из грязи – в постель, из постели – в потомственное дворянство
Ностальгия по поручику Голицыну и корнету Оболенскому появилась у нас в 1960-х годах, а сейчас уже стала набившей оскомину модой. Собственно, ничего удивительного тут нет – мы копируем эволюцию французских нравов конца XVIII века. При якобинцах дворян, избежавших гильотины, травили только за то, что они дворяне. Зато через несколько лет, при Директории, началось неофициальное почитание дворянства. И наконец, Наполеон попытался объединить старое феодальное дворянство с новым, состоявшем из конюхов, ставших маршалами, и прачек, обратившихся в герцогинь. Но увы, эксперимент Наполеона провалился.
Так стоит ли подражать Франции? Увы, с XVIII века у нас в России все поголовно от аристократов до революционеров поклонялись всему французскому, от женского белья до «Марсельезы». Вот почему, говоря о дворянстве, мы приводим в пример Францию, а не, скажем, Турцию. Предки д’Артаньяна и в Х веке владели родовым замком Артаньян, предки Атоса, графа де ла Фер, за два-три столетия до его рождения наверняка были независимыми государями на своей земле.
А вот в Турции дворянства не было. Нет, я не собираюсь опровергать классиков – был феодальный строй, а вот дворян не было. Были всякие паши, великие визири и рой прочих сановников, в значительной части своей происходивших из бывших рабов, евнухов, янычар и т.д., но потомственного дворянства не было.
Когда мы учили в 8-м классе «Смерть поэта», я поначалу не понял фразы: «А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов». Вроде был про аристократов и подлых с «чёрной кровью» вместо голубой. Спрашивать учителя было бесполезно – раз феодал, значит «редиска», и подлый, и кровь чёрная.
Но вот возьмём Пушкина:
...Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов...
Александр Сергеевич скромничал – Алексашка Меншиков не только торговал блинами и пирогами с зайчатиной, но и был, говорят, в предосудительных отношениях с Петром Алексеевичем, или, говоря современным языком, примыкал к сексуальным меньшинствам. Позже Алексашка сошёлся с «Мин херцем» на почве, а точнее – на теле Марты Скавронской, женой шведского солдата. Попав в русский плен, Марта за несколько дней делает головокружительную карьеру, пройдя по цепочке от простого русского драгуна до Алексашки, а затем попадает к «Мин херцу». В результате Алексашка становится Светлейшим князем Меншиковым, Марта – императрицей Екатериной I, а её чухонские родственники – графами Скавронскими.
Ваксил сапоги граф Кутайсов, правда тогда он был не графом, а мальчиком-турком, подаренным для развлечения цесаревичу Павлу. Мальчик вырос, Павел стал царём и сделал мальчика графом Кутайсовым и вторым после себя лицом в империи.
После итальянского похода Павел отправил к Суворову графа Кутайсова. Суворов, увидев важного вельможу, не растерялся – вызвал денщика Прошку и начал распекать его за пьянство, ставя в пример Кутайсова: «Вот, турка был таким же лакеем, но не пил, и в графы попал, а ты...».
С придворными дьячками пел граф Разумовский, точнее, малороссийский свинопас Гришка Розум. Цесаревне Елизавете Петровне понравился голос Григория, а в постели они нашла у него еще ряд достоинств. С воцарением Елизаветы свинопас Розум стал сиятельным графом Разумовским.
В князья из хохлов прыгнул Безбородко, секретарь Екатерины II. Надо сказать, что Безбородко был очень способным и талантливым администратором и политиком, но увы, происходил из простой крестьянской семьи.
Понятно, что и Пушкина, и Суворова, потомков древних родов, коробило от подобных князей и графов. Недаром Суворов во дворце Екатерины низко кланялся лакеям. «Что Вы, Александр Васильевич – ведь это же простой лакей!» – «Протекцию ищу, голубчик, сегодня лакей, а завтра граф».
Преступлений, подлостей и мерзостей не стеснялись ни новоявленные князья и графья, ни их «надменные потомки». Братья Орловы стали графами за зверское убийство в Ропше императора Петра III. Двадцатилетний Платон Зубов стал официальным фаворитом Екатерины II, которой тогда было под 70 лет, за что получил огромное состояние и графский титул.
Разврат, царивший в верхах, естественно давал побочный продукт в виде внебрачных детей. В результате появилась масса титулованных особ, у которых вообще не было родословных, они не могли похвастаться даже предками – свинопасами или пирожниками. Хорошо звучит – граф Бобринский, или графиня Бобринская. Современному плебею так и хочется поклониться. Но увы, вся родословная их упирается в пьяницу графа Алексея Бобринского, совершенно заурядную личность, внебрачного сына Екатерины II, которого тайно воспитали в деревне Бобрики.
Читатель вправе спросить, а были ли действительно породистые княжеские и боярские рода на Руси? Да, были.
С IX века на Руси князьями становились потомки норманнского конунга Рёрика, по-русски Рюрика, откуда и их название – «Рюриковичи». Большинство историков отождествляет Рюрика с Рёриком Ютландским, датским конунгом.
С IX до XV века в княжеских родословных русских князей был образцовый порядок. На Руси шли усобицы, князья ослепляли и убивали друг друга, приходили с набегами печенеги, половцы и татары, но феодальный порядок соблюдался строго. 600 с лишним лет во всех без исключения удельных княжествах сидели только князья Рюриковичи. В их ряды не удалось затесаться ни одному лакею, истопнику или певчему. Ни один внебрачный бастрюк не пролез в князья. Другой вопрос, что некоторые князья Рюриковичи, даже приняв христианство, имели параллельно несколько законных жён.
У каждого князя был свой двор. При дворе служили бояре, стольники, рынды и другие придворные чины. С лёгкой руки некоторых историков пошло гулять выражение «древний боярский род». Это то же, что сказать – «древний генеральский род». Если был папа генерал, то сын не обязательно станет генералом. И сын боярина вполне мог умереть в чине стольника.
Веками устоявшуюся феодальную структуру начали постепенно разлагать московские правители. Князья, потомки Ивана Калиты, постепенно поглощали независимые русские княжества. При этом часть князей Рюриковичей была убита, а часть – добровольно-принудительно стала вассалами московского князя.
Иван III, а затем его сын Василий III вводят в Московском государстве так называемое местничество. Самое забавное, что ряд историков считают, что местничество – архаический пережиток домонгольской Руси.
А профессор МГУ Дмитрий Волокихин написал статью: «Местничество, как гениальное изобретение русского народа». Суть её – местничество ставит «кровь» выше службы.
На самом деле всё наоборот. Московские владыки поставили службу выше «крови». Только с помощью системы местничества великий князь мог произвести в бояре внука, а то и сына холопа, дать ему какие-то ответственные посты, после чего сын холопа становился выше природного князя Рюриковича.
Таким образом Иван III и Василий III ввели своеобразный социальный лифт. Однако уже в середине XVI века система местничества начала буксовать из-за споров о местах. И в 1682 году царю Фёдору Алексеевичу пришлось отменить местничество, а местнические книги сжечь.
Благодаря местничеству безродные бояре Романовы, потомки простого дружинника Андрея Кобылы, в конце XVI века стали претендовать на власть. А в 1613 году Михаил Романов оказался на царстве при наличии десятков природных князей Рюриковичей.
Так, например, князь Дмитрий Пожарский был прямым потомком великого князя Всеволода Большое Гнездо, а его прадед был удельным князем Стародубским.
Однако и Грозный, и Михаил с Алексеем Романовыми в известной степени соблюдали приличия и не производили в князья русских бояр, не говоря уже о холопах.
Иначе было в отношении иностранцев. Так, московские князья, начиная с Ивана III, принимали на службу литовских князей – потомков великого князя Гедимина (1315-1340), которых в Москве называли Гедиминовичами. От Гедимина пошли князья Хованские, Мстиславские, Трубецкие, Куракины, те же Голицыны и Оболенские и др.
Забавнее было с татарскими князьями. Московские князья, начиная с Дмитрия Донского, охотно брали на службу отряды бродячих татар. Московский князь приобретал превосходную лёгкую конницу, а главное – безродных наёмников, связанных только с князем и готовых выполнить любой его приказ.
Естественно, что любой джигит, приведший в Москву сотню-другую всадников, объявлял себя Чингизидом, то есть потомком Чингисхана. Московские князья обычно без проверки признавали за степняком княжеский титул. Московские бояре острили: «Если мурза появляется в Москве зимой, то государь жалует его шубой, а если летом, то княжеским титулом». От таких джигитов и пошли князья Урусовы, Черкасские, Юсуповы и другие.
Пётр Великий создал новый социальный лифт. С изданием табели о рангах появилась выслуга в дворянство. Человек самого низкого происхождения, получивший чин 8-го класса, тем самым причислялся «в вечные времена лучшему старшему дворянству», то есть приобретал потомственное дворянство.
Параллельно этому шёл другой процесс – многие представители древних родов, включая Рюриковичей, благодаря тяжёлым условиям службы на окраинах России превращались в однодворцев и государственных крестьян. В конце XVIII – начале XIX веков нередки были случаи, когда крестьянин-однодворец при столкновении с властями, к примеру, его хотели выпороть, доставал старинные документы, свидетельствующие, что он по мужской линии Рюрикович или Гедиминович.
Мало того, Пётр Великий и последующие цари впервые в русской истории начали давать княжеские титулы даже простым мужикам.
Обезьянничая с запада, Пётр и его наследники стали десятками раздавать графские титулы. В той же Франции графы имели более чем тысячелетнюю родословную, и их предки сотни лет владели графствами (нечто подобное русским удельным княжествам). А у нас истопники, брадобреи, конюхи, просто добрые молодцы, переспавшие с царицей, без проблем становились графами Российской империи.
Аналогично был введён в России и баронский титул. В XVIII-XIX веках дворянство, баронство и графство в России покупалось. Вспомним тот же купеческий род Гончаровых, которые дворянство получили за несколько лет до рождения Натали, а уже сама Натали считала себя ровней лучшим фамилиям России.
Были и анекдотичные случаи возведения в дворянство. Так, в декабре 1741 года императрица Елизавета Петровна возвела в дворянство целую роту Преображенского полка (364 человека) за активное участие в государственном перевороте.
За годы правления Екатерины II территория Российской империи существенно расширилась. Исходя из временных конъюнктурных соображений Екатерина в присоединяемых областях давала права русского дворянства чуть ли не каждому, кто громко орал, что он «балшой человек» и носил саблю на боку. К примеру, сотни крымских татарских мурз, у которых руки по локоть были в русской крови, единым махом в 1784 году оказались потомственными русскими дворянами. Попробовал бы английский король ввести в палату лордов вождей бушменов.
На территории бывшей Речи Посполитой, вошедшей в состав России при Екатерине II и Александре I, чуть ли не каждый третий поляк считал себя дворянином. В этом им подражали и малороссы.
Спрос рождает предложение, и польские евреи открыли целые подпольные конторы по изготовлению всевозможных документов, свидетельствующих о дворянстве. Такая контора в Бердичеве даже вошла в историю генеалогии. Вот, например, щирый хохол Лыщинский набрался наглости и опубликовал в 1907 году свою родословную, в которой были византийские и римские императоры, египетский бог Озирис и творец ковчега Ной.
Самое забавное, что в конце XX века опять пошли разговоры о необходимости создания нового дворянства. И вот уже появились графиня Пугачёва, баронесса Орбакайте и т.д. Сами по себе разговоры о новом дворянстве свидетельствуют о нездоровье в обществе.