Войти в почту

Чага, мумиё и духовные практики. Как прошла выставка в новой галерее?

9 июля прошло торжественное открытие галереи ООО "Водопад". Первую персональную выставку "Советы для занятого человека" (0+) представила на суд зрителей Мария Рыбка - одна из участниц арт-группы "Никаких оправданий". Их провокационную экспозицию "Молочные реки, кисельные берега" (18+) вы могли видеть в Городском музее "Искусство Омска". Новое арт-пространство находится в самом центре города - во дворе Главпочтамта. На открытии владельцы выступили с торжественной речью и разрезали красную ленточку. Организаторы предупредили, что галерея небольшая, поэтому пытливых зрителей запускали небольшими группами. А чтобы гости не заскучали, хозяева угощали их чаем с ромашкой и свежей клубникой. Внутри действительно было тесновато - две небольшие комнаты и коридор. В начале зрителей встречает табличка с разъяснением идеи, которую вложили в экспозицию. Ведь несмотря на то, что участники арт-группы "Никаких оправданий" давно заработали репутацию провокационных концептуальных художников, оправдываться за своё искусство и пытаться донести правильные смыслы приходится до сих пор. - Есть такой исследователь Алексей Конаков, он изучал термин "советское невероятное". Это про тягу людей в Советском союзе ко всему невероятному. Несмотря на жизнь общества, в котором отрицались религия и духовность, туда просачивались эзотерика, йога, ЗОЖ, какие-то практики, вера в паранормальные способности людей. И меня очень заинтересовал этот слом. Мне кажется, чем больше запретов и ограничений в обществе и жизни людей, тем больше их воображение находит какие-то лазейки и выходы. И вот это ощущение хотелось передать, - объясняет Мария Рыбка. Название выставки "Советы занятого человека" - отсылка к уже отжившему историческому документу. - Так называлась брошюра времен СССР, в которой как раз находились советы о том, как внедрить в свою жизнь больше ЗОЖа. Они были написаны для тех, кто много работает - коротенькие такие, - объясняет Мария Рыбка. В первой комнате галереи стоит большой металлический стеллаж. На нём стеклянные пятилитровые банки с чагой, чайным грибом, колба с растекшимся мумиё. На полу советский диск здоровья, который использовали для тренировки вестибулярного аппарата, а слева на стене вывеска "Йога". Вторая комната залита зелёным цветом, и в ней на земляной насыпи стоит советский велотренажёр, с потолка свисают бечёвки, покрытые мохнатой субстанцией. Как отмечает Мария, она хотела создать природную среду и передать ощущение вязкости и безнадёжности. На этом экспозиция заканчивается. Попытка продемонстрировать парадоксальность явлений через нетипичные артефакты из прошлого вызвала неоднозначную реакцию у зрителя. От знакомых автор выставки получила благосклонность авансом. - Меня не могла разочаровать выставка Маши Рыбки, потому что я к её творчеству и творчеству ребят из арт-группы "Никаких оправданий" отношусь очень трепетно. Мне кажется, на любом перформативном мероприятии значение имеет не столько количество арт-объектов, сколько собственно смысл, который закладывает художник. Вообще, я сам не застал советской эстетики, потому что родился в 2000 году. Поэтому арт-объекты наводят на меня какое-то чувство упущенной ностальгии - по прабабушке, которая крутила на металлическом диске и вязала следики. Есть ощущение, что ты как будто бы что-то упустил в этой жизни, чего уже никогда не будет. И, к сожалению, я не могу эту атмосферу прочувствовать полноценно с каким-то теплом и добрыми воспоминаниями. Я могу только смотреть и догадываться, как это было на самом деле, - отметил посетитель Игорь Кутасевич. Но у другой части зрителей экспозиция вызвала, скорее, противоречивые чувства. - Пространство очень маленькое, я думала оно будет больше. Идея мне близка, чувства смешанные - но скорее положительные, - рассуждает посетительница галереи Вивьен Т. Выставка перетекла во вторую часть перформанса - "Оздоровительную прогулку". Прогулка была недолгой, ведь конечной точкой стало секретное место - зелёная детская площадка с советским вайбом. Зрителям предложили, расстелив коврики и удобно устроившись на траве, повторить "практику на излёте советского ЗОЖа". По словам Марии, во времена СССР ходили слухи о народных целителях, которые умели лечить руками, а также читать и передавать мысли. Так, проверить свои экстрасенсорные способности могли и участники перформанса. С помощью касаний и "высокочастотных вибраций" каждому нужно было передать загаданную эмоцию, цвет или настроение своему партнёру. Однако тщательно выстроенное биополе было нарушено проникновением в него неуспевшим достичь духовного просветления жильцом соседнего дома. Под его недовольные крики зрителям пришлось покинуть площадку, а практику завершить. Однако по окончании перформанса часть его участников призналась, что обнаружила у себя телепатические наклонности. Как рассказала Мария Рыбка, галерея будет работать постоянно, а в пространстве будут выставляться не только омские художники. Уже анонсирована новая выставка другого участника арт-группы "Никаких оправданий" - Юрия Кузьменко, которая пройдёт в августе. Главное фото создано с помощью Midjourney Фото автора

Чага, мумиё и духовные практики. Как прошла выставка в новой галерее?
© Омск Здесь