Войти в почту

Работы уличных художников придают городу особый шарм

Накануне выходных в центре современного искусства «Винзавод» в Басманном районе в рамках биеннале «Артмоссфера» стартовал четвертый форум уличного искусства.

Работы уличных художников придают городу особый шарм
© Вечерняя Москва

Сегодня в центре современного искусства «Винзавод» можно увидеть множество концептуальных арт-объектов, которые представлены в рамках биеннале уличного искусства «Артмоссфера». У каждого — собственная история, посыл и форма, и потенциально любой из них мог бы занять свое место в городском пространстве, став новым штрихом на полотне мегаполиса. Именно этой теме была посвящена пленарная сессия форума уличного искусства: каково место пабликарта в городе? Готовы ли москвичи принять на столичных улицах скульптуры, граффити и муралы современных художников?

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что готовы.

— На мой взгляд, город абсолютно готов. Люди склонны игнорировать непонятное. Когда же искусство становится публичным, делается шаг к пониманию. То, что проекты вызывают дискуссию, говорит о том, что мы как общество с точки зрения восприятия искусства находимся в движении, — отметил он.

Самое неприятное для художника — когда его творение просто игнорируют. Неоднозначность произведения, наоборот, вызывает серьезную дискуссию. Примером такого обсуждения может служить не только сомнительное с точки зрения части жильцов граффити на стене дома, но и более масштабные артпроекты, внедренные в городскую инфраструктуру.

— Станция БКЛ «Нагатинский Затон» — это станция с такими гигантскими рыбами на стенах — большое внедрение арт-проекта в метро, выполненное совместно с художником Максимом Козловым. Проект станции проходил очень сложный путь согласования, было много скепсиса, опасений по поводу того, что люди могут не понять. Сегодня виды станции «Нагатинский Затон» одни из самых тиражируемых.

Москва сама по себе — это лучшая выставочная площадка для современного уличного художника. И, конечно, многие творцы всегда хотели продемонстрировать на улицах столицы свои произведения. Еще в недавнем прошлом такой формат искусства был чем-то стихийным, хаотичным и зачастую нелегальным.

От этого Москве пришлось «затянуть гайки» и установить некоторые административные барьеры — вынужденная необходимость. Сегодня же, как признается главный архитектор столицы, настало время эти самые гайки несколько ослабить.

— Темы свободного уличного массового искусства мало, и этого перца надо досыпать в московский суп. Наша сверхзадача — подтянуть уровень понимания искусства городским сообществом до того, чтобы оно вызывало больше эмпатии и дискуссий, — заявил Кузнецов. По его словам, ценность стрит-арта все больше осознает строительный бизнес.

— Все больше появляется строительных компаний и владельцев недвижимости, которые приходят к идее, что внедрение стрит-арта в их проекты — это стопроцентное улучшение и усиление, — отметил он.

По словам Кузнецова, он и сам сейчас принимает участие в некоем проекте, связанном с уличным искусством. Анонсировать его пока рано, однако архитектор подчеркнул пользу участия в подобных инициативах, ведь правильно отрегулировать административную систему можно, лишь взглянув на нее с другой стороны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сабина Чагина, сооснователь биеннале «Артмоссфера», арт-директор ЦСИ «Винзавод»:

— До сих пор существуют вещи, которые тормозят процесс создания искусства и которые можно упростить. Особенно если речь идет о креативных кластерах. Для них должна быть отдельная система регулирования. Также мне кажется, что нужен некий художественный план или программа развития. Проекты уличного искусства появляются спонтанно, они хаотично разбросаны по городу.