Наталья Хохлова рассказала, как готовят театральных художников
Магическое искусство В училище меня встретила одна из студенток - подопечная Натальи Хохловой. - Давайте я провожу в "Счастье", - сказала она. "Счастьем" оказалось небольшое строение во внутреннем дворике. Там и обучают будущих сценографов и художников по костюмам. Название прижилось у нескольких поколений студентов. Говорят, что раньше, когда в здании еще располагались мастерские ремесленного училища, здесь была выложенная кирпичной кладкой надпись "В труде наше счастье". Внутри - художественный беспорядок. Картины, макеты, копии сцен с декорациями, фигурки персонажей в авторских костюмах, имитации гобеленов, эскизы, материалы для работы, таблички с напоминанием о том, что нужно для сдачи дипломов. В этом помещении подружились две музы - театральная и художественная. Учат здесь и рисунку, и скульптуре, и сценическому искусству. Недавно состоялся шестой выпуск театрального отделения училища. Среди студентов в основном девушки, парней совсем немного. - Мне хочется привить своим ученикам любовь к театру, - говорит Хохлова. - Это магическое искусство. Сценограф должен хорошо знать драматургию, особенно русскую и зарубежную классику. Должен знать атмосферу той эпохи, к которой он обращается, - костюмы, интерьеры. Я преподаю практически полный курс Петербургского театрального института, где училась. Воспринять все это непросто, особенно первокурсникам. Но тем не менее и они нередко приходят к интересным решениям сценических действий. Студенты училища оформляют самые разные спектакли - от детских сказок до постановок по Шекспиру, Горькому и Островскому. Обращаются и к "Божественной комедии" Данте, и к "Синей птице" Метерлинка. Среди последних дипломных работ - создание сценографии к спектаклям "Визит старой дамы" по Дюрренматту, "Покровские ворота" по Зорину, "Стеклянный зверинец" по Теннеси Уильямсу, "Дракон" по Шварцу, к оперным постановкам "Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова и "Зигфрид" Вагнера, к инсценировке булгаковского романа "Мастер и Маргарита". Литературный материал богатый и непростой для создания образного решения. Но, как считает Наталья Васильевна, самые сложные пьесы для художественного оформления - чеховские. - Сделать декорации и эскизы костюмов к спектаклям по Чехову я предлагаю только самым крепким курсам, - поясняет педагог. Созданные студентами декорации и макеты к одной и той же классической драме или комедии совсем не похожи друг на друга. Многие точно воспроизводят историческую атмосферу, но есть и эксперименты, когда действие переносится в наше время. И тут широкое поле для фантазии художника-декоратора. - Если эксперимент интересен - почему бы и нет? Главное, чтобы это было органично и образно, без пошлости, - говорит педагог. - Недавно, например, одна из студенток сделала эксцентричные сценографии для спектакля "Последняя жертва" по Островскому и зонг-оперы Журбина "Орфей и Эвридика". Это было очень интересно. Сценограф - это сорежиссер Студенты и их наставники нередко устраивают выставки дипломных работ - там можно увидеть и эскизы костюмов, и макеты, и афиши. Экспозиции были представлены в театрах оперы и балета, драмы, в "СамАрте", в Доме актера, Дворце ветеранов. Как полагает педагог, идеи молодых сценографов, представленные на выставках, могут вдохновить и режиссеров на создание спектаклей. Некоторые из этих идей уже нашли воплощение на сцене. Недавно девушки с третьего курса создали макеты для дипломных постановок студентов Самарского государственного института культуры. А другие воспитанницы Хохловой оформляли спектакль-балет хореографического училища "Дюймовочка". Педагог показывает созданные учениками эскизы "Времена года". В каждом не только стилизации народных костюмов, но и фантазия авторов, проявляющаяся в отдельных деталях, в образах персонажей. - Образное мышление - вещь очень сложная, - считает наставник. - Этому практически не учат в обычных художественных школах. У нас же созданию образа придается очень большое значение. Когда студенты знакомятся с пьесой, я прошу, чтобы они выписывали реплики героев, которые наиболее ярко характеризуют их. Потом мы это обсуждаем. И постепенно складывается структура образа. Да, у нас преподают историю костюмов разных эпох и народов. Но без понимания сути характеров персонажей ни у сценографа, ни у художника по костюмам ничего не получится. Воспитанники училища, как и их педагог, могут многое. Они создают эскизы костюмов, театральные макеты, афиши, а при случае могут выполнить и работу гримера. - Сценограф - это сорежиссер спектакля, - утверждает Хохлова. - Для меня важно вселить в студентов уверенность в своем творческом начале. У нас в стране сложились замечательные традиции сценографии. Я часто рассказываю своим ученикам о великих художниках, работавших для театра. О Головине, Рерихе, Боровском, Кочергине, Шейнцисе. Образная сценография в России всегда была значима для постановки хорошего спектакля. Я даже иногда думаю, что не было бы в "Ленкоме" Олега Шейнциса - не поставил бы свои замечательные спектакли там Марк Захаров. Они работали в одной связке. Наталья Васильевна живо интересуется судьбой воспитанников училища. К счастью, они востребованы. Работают в самарских театрах бутафорами, художниками по костюмам, сценографами. Одну из выпускниц училища ждут в театре в Кошках. Еще одна девушка делала сценографию для спектакля в "СамАрте", поставленного знаменитым питерским режиссером Анатолием Праудиным по чеховской повести "Моя жизнь". Режиссер выразил желание и дальше работать с самарской художницей. Многие из воспитанниц Хохловой продолжают учиться. В Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, в художественно-промышленной академии имени Штиглица (бывшем Мухинском училище). Некоторые учатся в СГИКе на режиссера. - Многие мои студенты к старшим курсам мыслят как постановщики, - говорит педагог. - Вообще, я считаю, что театральному режиссеру очень полезно сценографическое образование. Думаю, что будущее за художниками-режиссерами.