Войти в почту

Платоновский фестиваль в Воронеже завершился серией уличных шоу

Дюжина театров из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары и Воронежа выступила в парке "Дельфин" 1 и 2 июля. Спектакли под открытым небом собрали более 40 тысяч зрителей от мала до велика. Воронежцы встречали инопланетян, вальсировали с кукольными старичками, смотрели цветные сны и восхищались трюками с огнем. Суммарно летние события Платоновского фестиваля за месяц посетило около 83 тысяч человек.

Платоновский фестиваль в Воронеже завершился серией уличных шоу
© Российская Газета

Уличных мероприятий в программе этого года было как никогда много, но театральный уик-энд в "Дельфине" побил все рекорды. Входной контроль отразил 44,5 тысячи посещений. Понятно, что часть людей направлялась просто на прогулку, но пройти мимо бесплатных перформансов было сложно. Они шли на разных площадках один за другим, увлекая как заядлых театралов, так и тех, кто видел артистов только на экране или в костюме аниматора в детсаду.

Погрузили в лечебный сон

Старейший в России уличный театр "Странствующие куклы господина Пэжо" (Санкт-Петербург) привез в Воронеж один из давних хитов - спектакль "Месяцы", где зрителей убаюкивают колыбельными на разных языках, заботливо укладывают на облачка, накрывают атласными одеялами и кружевными покрывалами, обволакивают снами - прозрачными, чистыми, жизнеутверждающими, что ли. Спектакль транслирует простые семейные и человеческие ценности, напоминая о том, как важно взаимное внимание, теплые объятия и изящество - даже на уровне быта.

Реквизитом здесь служат белые вязаные салфетки, тюлевые занавески, подушки с рюшечками - чемоданы с этим накрахмаленным, выглаженным и аккуратно сложенным наследством артисты когда-то нашли на помойке. Видимо, после смерти бабушки внуки выбросили ее вещи за ненадобностью.

- Им все это казалось ненужным и неважным, а меня бесконечно тронуло, - призналась худрук театра Анна Шишкина (Матушка Медоуз). - Безымянная бабушка продолжает жить в нашем спектакле. Мы старались сделать его максимально рукотворным, хотя руки актеров в буквальном смысле не касаются предметов - кисти у персонажей деревянные. Судя по всему, мы живем в эру эскапизма, и пространство сновидения является пространством безопасности. Но мне кажется важным, что в "Месяцах" зрителя не только усыпляют, но пробуждают. Недавно мы возили этот спектакль в Белгород…

Самарский театр "Пластилиновый дождь" показал на фестивале "Белые сны" - серию трогательных миниатюр. Хрупкие ходулистки вытягивались в шпагате, косплеили "умирающего лебедя" и ансамбль "Березка", смешно боролись за право быть звездой, а их неуклюжие кавалеры путались под длинными ногами и веселили публику пантомимой. Молодежная пластическая труппа образовалась 30 лет назад и первоначально работала в зале. В 2010-м ребята впервые проехались по городам России с небольшим уличным перформансом. С тех пор площадные постановки составляют основу репертуара, рассказала директор театра Анастасия Захарова.

Терапевтическим оказался проект "Скорая театральная помощь" Московского детского театра теней. Микроспектакль шел в микроавтобусе, изолированном так, чтобы к зрителям не проник ни свет, ни звуки внешнего мира. Только средневековые короли, рыцари и огнедышащие чудовища! Причем - на расстоянии вытянутой руки. Говорят, хороший артист может сыграть и телефонную книгу. Здесь играли, по сути, справку из энциклопедии. Драконы: понятие, внешний вид, повадки, легенды, влияние на геральдику, религиозные сюжеты… Краткий сухой текст оживили крохотные куклы на проволочках, раскрашенные фанерки и, конечно, драконы всех мастей. В финале, следуя сюжету из Пятикнижия, рука Бога играет с Левиафаном, а тот ведет себя, словно щенок. В страшную пасть может угодить и человек, и земной шар, но зритель выходит со спектакля с блаженным ощущением того, что от зубов дракона его, если что, обязательно спасут.

Спектакль-колыбельную привезла и "Небесная карусель" из Санкт-Петербурга. Это сказка о детской наивной душе, которая встречается с синими птицами, способными исполнять любое желание, и проходит становление через экзистенциальный кризис, который благополучно разрешается, рассказала сооснователь театра Наталья Овчинникова. Главные персонажи - Пьеретта и Ворон - проходят череду испытаний, в которых есть место и окрыляющей поэзии, и комедии, и драме. Стильный перформанс с красивыми масками, костюмами и бутафорией привлек столько народу, что многие смогли увидеть лишь фрагменты действия сбоку или сзади. Со временем зрители, конечно, разберутся в неписаных правилах посещения уличных шоу, где дети непринужденно располагаются на полу, взрослые встают не перед теми, кто уже сидит, а за их спиной…

Искусство наблюдать

Часть шоу была построена так, что подключиться к ним можно было с любого места, не стремясь просмотреть все 30-40 минут. Московская команда "УФО" просто выпустила в парк воздушных змеев на гибких шестах - пучки лент, гусеницы и медузы развлекли малышей, готовых полчаса без перерывов бегать туда-сюда за яркими объектами. Любопытные пришельцы из "АспектР" (Санкт-Петербург) исследовали пространство, вступая в невербальный контакт со случайными прохожими и провоцируя их в том числе на то, чтобы быть более внимательными друг к другу. Когда во время одного из показов внезапно полил дождь, инопланетяне моментально построили публику так, чтобы обладатели зонтов позаботились о мокнущих соседях.

Театр "Эскизы в пространстве" (Москва) снарядил в Воронеж "Затерянный караван": два механических верблюда, крылатый конь, павлин и бедуин с тачкой всякой всячины, окутанные благовониями, прошествовали по дорожкам парка, намеренно не реагируя на окружающих. Трубил рог, играли свистульки и поющие чаши, курился едкий дым, сыпался сквозь пальцы блестящий песок - артисты попытались создать загадочный мираж, который появляется из ниоткуда и уходит в никуда.

- Поэтому мы не останавливаемся в финале для аплодисментов, поклонов и фото на память, хотя зрителям, наверное, этого хочется. Караван идет сквозь время и несет груз пережитого человечеством. В оформлении использованы обломки старых вещей, мы привлекли художника, который работает в стиле ресайкл-арт, - пояснил режиссер и продюсер Дмитрий Максименков.

Другой спектакль-променад - от театра Karlsson Haus (Санкт-Петербург) - напротив, предполагал, что зритель будет не просто следовать за артистами и фотографироваться на их фоне, но и подыгрывать, ломая собственные стереотипы поведения. Воронежцам это пока в новинку. Когда герои проекта "Выходные бывают только раз в неделю" - рассеянные "пенсионеры" с кукольными лицами, аккуратно одетые и причесанные по моде давнопрошедших лет, - нетвердой походкой разошлись по парку, далеко не все сообразили, что за этим можно и нужно наблюдать. Среди персонажей были старики застенчивые и общительные, занятые делом и потерявшиеся в пространстве. Один гулял с растаявшим мороженым в руке, другой охотно знакомился с дамами, предлагая им открыть и почитать сонеты Шекспира. Старушка в газовом шарфике чертила каракули в альбоме для рисования, ее бойкая ровесница делала экспресс-портреты на "полароид". В финале кукольные персонажи устроили танцы со зрителями: трогательно приветствовали ровесников, галантно целовали руки дамам. Мир старости, которая так пугает молодых - подагрическими ногами, воспаленными глазами, заторможенностью или ватой в ушах, - оказался по-своему притягательным. Ведь пожилые люди никуда не спешат и могут просто наслаждаться жизнью.

В фестивальном уикенде приняли участие три коллектива из Воронежа. Театр кукол имени В. Вольховского показал трогательную "Дюймовочку" - свое первое площадное действо, которое вышло очень удачным и успело полюбиться публике. Актеры, привыкшие управлять куклами, здесь становятся куклами сами - прячась за маской или намеренно плакатным образом. Созданный по инициативе Платоновского фестиваля "ВАУ театр" представил "Комедию на авось". Это третья постановка в активе труппы, которая собрана из энтузиастов разных профессий и чаще выступает за пределами Воронежа. Наконец, проект "Шекспирия" - где школьники изучают английский язык и культуру в процессе работы над спектаклями - подготовил для уличного выступления короткую версию "Короля Лира".

Зрелищный финал обеспечили "Огненные люди" (Москва) - их перформансы строятся на трюках с фейерверками, файерболами, факелами, горящими веерами и скакалками под живую музыку. Смотреть на пламя и цирковые номера любят многие, так что на время "Искреннего шоу" воронежцы брали в плотное кольцо сцену, облепляли маяк, ограждения и соседние склоны.

Продолжение следует

Так масштабно уличные труппы были представлены на Платоновском фестивале впервые. Раньше в центре города проводился театральный парад, за которым следовали отдельные представления на площади.

- Парад - это карнавальная инъекция. Она заряжает публику энергией, но очень мало рассказывает об уличном искусстве. Зритель начинает воспринимать его как чисто развлекательный визуальный контент. А уличный театр - не просто ходулисты, которые размахивают руками и флагами. Спектакли коллег из Самары и Санкт-Петербурга ("Белые сны" и "Небесная карусель". - "РГ"), несмотря на кажущийся наив, предполагают очень тонкое и выверенное взаимодействие с публикой. Это есть искусство. Идеально, когда на фестивале есть и парад, и разные спектакли, - отметила худрук театра "Странствующие куклы господина Пэжо" Анна Шишкина.

Площадное искусство - способ разговаривать с той неискушенной публикой, которая не попадает в стационарный театр. Порой ее и за публику-то не считают, в результате театр становится клубным развлечением.

- Умные, добрые, совестливые люди ходят смотреть на умных, добрых, совестливых людей за немалые деньги. Сплошная, блин, интеллигенция! А на периферии остается масса людей, которые хотя и не видят в жизни ничего кроме телевизора, но остаются людьми и в состоянии воспринимать искусство, откликаться на него. Если не на интеллектуальном уровне, то на эмоциональном. Просто искусство им не показывают. Программа по работе с периферией была бы в наше время очень уместной, - подчеркнула Шишкина.

Соорганизатор Российского союза уличных театров и артистов Олег Скотников добавил, что Платоновскому фестивалю с его сильной программой обязательно нужно расширять сегмент площадных спектаклей:

- Несколько лет назад фестиваль приглашал европейские уличные коллективы, потом был некоторый перерыв. Прекрасно, что уличная программа возрождается. Мы надеемся, что в ней найдется место и мероприятиям для профессионалов. Такая практика есть на фестивале уличных театров в Архангельске, а Воронеж мог бы стать площадкой по обмену опытом и обучению для артистов в центральной России. Здесь уже сложилась уникальная ситуация: кукольный театр обзавелся полноценным уличным действом. Для стационарных театров выход на улицу - это возможность повышения квалификации артистов и пополнения репертуара. В нашей нише профессионально работает около 70-80 трупп, проблемы одни и те же - образование, умение находить и грамотно осваивать финансирование, маркетинг. Рано или поздно должна появиться какая-то институция, которая бы помогала уличным театрам решать эти вопросы и развиваться.

Справка "РГ"

Летняя программа XII Платоновского фестиваля искусств привлекла артистов из 13 стран и около 83 тысяч зрителей. Из них более 50 тысяч посетило мероприятия под открытым небом: книжную ярмарку, концерты, спектакли и перформансы. Вторая часть Платоновфеста-2023 состоится со 2 по 30 сентября. В Воронеже выступят актеры и музыканты из Азербайджана, Армении, России и Сербии. Билеты поступят в продажу 5 июля. Расписание - на сайте фестиваля.