Созданные Иваном Вороновым образы вошли в историю отечественного театрального искусства
В Балашихе родилось немало знаменитостей. Есть среди них и актёры — Пётр Красилов, Антон Хабаров, Василий Уткин, блеснувший в фильме «День выборов». И особняком среди них стоит имя Ивана Воронова. Иван Дмитриевич Воронов родился 19 января 1915 года в селе Новый Милет (ныне в составе Балашихи) в большой крестьянской семье, где с ним росли ещё шестеро детей. И почти все выбились в люди, как тогда говорили. Старший брат Ефим стал известным юристом по уголовным делам, а младший, Дмитрий — известным химиком. В 16 лет Иван поступил в школу Фабрично-заводского училища, где получил две специальности — электрика и слесаря-инструментальщика. «Всю жизнь, даже будучи уже народным артистом, он не чурался работы по дому — красил, чинил, мастерил, — писала о Воронове искусствовед Анна Синяткина. — И напряжение в электропатроне “измерял” профессионально — пальцем!». Именно учёба в училище определила дальнейшую судьбу Ивана Воронова. Там он попал в самодеятельность, и это ему так понравилось, что местный педагог, видя старания ученика, посоветовал заняться театром по-настоящему. В 1934 году Воронов поступил в Театральное училище имени В.Э. Мейерхольда. Учился он так хорошо, что Всеволод Мейерхольд (кстати, он часто жил на даче в Горенках рядом с Новым Милетом) перевёл его в основную труппу за год до окончания курса. Окончив в 1938 году Театральное училище, Воронов играл в Госцентюзе вплоть до начала Великой Отечественной войны. Большая Балашиха Когда началась война, Иван Воронов попал на передовую в составе фронтового Комсомольско-молодёжного театра при Всероссийском театральном обществе, а с 1944 года играл в труппе Центрального детского театра (ныне РАМТ) на протяжении 60 лет (до 2004 года)! Именно здесь, на сцене детского театра, талант Воронова раскрылся в полной мере. Он сыграл в этом театре более 35 персонажей, среди которых такие мощные и врезающиеся в память, как Борис Годунов, Ноздрёв, Жан Вальжан и многие другие. Здесь артистом были созданы образы, вошедшие в историю отечественного театрального искусства. Евгения Пресникова, игравшая здесь с 1962 по 2014 год, отмечает, что это был самый мощный актёр из всех, кого она знала в театре, замечая при этом, что Иван Дмитриевич был очень чувствительным и мог заплакать даже во время читки пьесы: «Я никогда не видела, как он работал над ролью. На репетиции он приходил абсолютно готовым и эмоционально был наполнен так, что становилось как-то неловко. Проходила рядовая репетиция, а он был просто на грани». Спектакль «Борис Годунов», в котором Воронов играл царя, критиковали. Но публика на него шла, потому что спектакль был выдающимся, как и работа в нём Воронова. «Лев Дуров, исполнявший роль царевича Федора, любил рассказывать историю с репетиций, — пишет Анна Синяткина. — У них никак не получалась сцена прощания Бориса с сыном. Эфрос считал, что наставления, которые Борис перед смертью дает сыну, — это не наставление будущему царю, это что-то другое, отцовское — а у них не получалось. Тогда Дуров предложил попробовать так: он нафантазирует, будто умирает его собственный папа, а Воронов — будто он умирает по-настоящему, и сыграть это. Тот согласился — и они попробовали. Воронов произносил монолог, говорил, говорил, а Дуров — вбежав в комнату, рыдал у него в коленях, по-настоящему. И вдруг Иван Дмитриевич начал заговариваться, а потом рухнул, потерял сознание и стал действительно умирать. Вызвали скорую помощь, откачали, он выдохнул и с трудом пришел в себя. Эфрос кричал, что так нельзя, что это не искусство… Но сцена стала получаться…». Ещё одной любимой ролью у Ивана Дмитриевича была диаметрально противоположная — Ноздрёв в «Мёртвых душах» Гоголя. По воспоминаниям современников, он был Ноздрёвым замечательным, мощным, полным энергии. «Трудно представить себе такое о человеке, положившим жизнь свою на алтарь искусства. Но не одна, а две страсти было у Ивана Дмитриевича Воронова — его театр и его семья, — писала о Воронове Анна Синяткина. — Воронов был человеком чёрного и белого. Серого не признавал — возможно, сказывалась школа Мейерхольда. Если работал с хорошим режиссёром — влюблялся в него сразу, как, например, в Эфроса». Оценило его вклад в театральное искусство и советское руководство. В 1962 году Ивану Воронову было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Он стал лауреатом двух Сталинских премий: в 1946 году за исполнение роли Караколя в спектакле «Город мастеров» Т.Г. Габбе, и в 1950 году — за роль Умпаниса в спектакле «Я хочу домой» С.В. Михалкова. В 1967 году его наградили орденом «Знак Почёта». А в 1985 году за исполнение роли Жана Вальжана в спектакле «Отверженные» по В. Гюго артист был удостоен Государственной премии РСФСР. Вы не поверите, но именно творчество Ивана Воронова сыграло решающую роль в выборе актёрской профессии для легендарной Надежды Румянцевой. Её кумиром в детстве стал Иван Воронов, который играл Фамусова в спектакле «Горе от ума». Тогда юная Надежда смело и громко сказала: «Я буду читать монолог Фамусова!». И со всем своим темпераментом сделала это, когда оказалась перед приёмной комиссией в школе-студии Центрального детского театра. Разумеется, Румянцева поступила. А Воронов позже полушутя сказал: «У меня нет сил быть жестоким, когда на сцене я смотрю в глаза этому обездоленному ребёнку». В кино Воронов поначалу запомнился по резко отрицательной роли жандармского полковника Полотенцева в «Первых радостях» (1956, режиссёр Владимир Басов) и продолжении этой истории — «Необыкновенном лете» (1957), потом по сдержанному коменданту Горок в «Рассказах о Ленине» (1957, Сергей Юткевич). Снимался он и в легендарном фильме «Экипаж» (1980, Александр Митта), где сыграл роль раненого главбуха на борту терпящего бедствие авиалайнера. Иван Дмитриевич ушёл из жизни 6 августа 2004 года в Москве в возрасте 89 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Об актёре помнят, его творчество почитаемо и сейчас. Так, в декабре 2015 года на Маленькой сцене РАМТа прошёл вечер, посвященный столетию со дня рождения актера Центрального детского театра и РАМТа народного артиста РСФСР Ивана Дмитриевича Воронова. Алексей Галанин