«Чтобы царила любовь, тишина и согласие»: 250 лет указу Екатерины II «О терпимости вероисповеданий»
Исполнилось ровно 250 лет указу императрицы Екатерины II «О терпимости вероисповеданий». Указ, который должен был решить все противоречия между представителями разных религий в Российский империи. Как говорилось в документе: «чтобы между подданными царила любовь, тишина и согласие». Подробности узнала обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
Курбан-байрам в Башкортостане – нерабочий день. Проповедь в главной мечети «Ляля-Тюльпан» транслируют через громкоговорители, чтобы каждый верующий, как далеко бы он не находился, смог почувствовать себя частью большой мусульманской семьи.
Праздник с участием верховного муфтия не случайно проходит в Уфе. Здесь штаб-квартира Центрального духовного управления мусульман России – старейшего из муфтиятов, учрежденного еще в конце XVIII века.
«Почему муфтият учреждается в Уфе, а не в Казани? Гораздо более развитом, более университетском городе, близком к Москве, к Петербургу? А потому что это «территория брожения». В Казани нет восстаний, а в Башкирии были», – сказал историк Марат Сафаров.
В 1552 году Иван Грозный взял Казань и включил в состав Руси территории и народы Среднего Поволжья. Ни о какой терпимости поначалу речи не было. Медресе и мечети разрушают, на их месте строят новый Кремль с церквями и палатами, создают Казанскую епархию. Мусульман добровольно-принудительно обращают в христианство.
«Началась осознанная миссионерская политика, которая требовала от татарской знати переход в православие, если они хотели сохранить привилегии и крепостных крестьян», – отметил историк Радик Салихов.
С присоединением к империи новых территорий религиозные вопросы встают все острее. Петр I хоть и приглашает в Россию иностранцев, обещая свободу вероисповедания, касается это только христиан, протестантов и католиков. Для мусульман религия все еще камень преткновения в вопросах построения карьеры и принадлежности к сословию.
«С эпохи Средневековья мы хорошо знаем о симбиозе между русским государствам и служилыми татарами, которые приходили на русскую службу из ордынских ханств. Петр I перевооружает армию, она становится регулярной и строится по европейским лекалам. И вот этот восточный крен ему не нужен. И все эти люди становятся не то, что вне закона, но они выводятся за пределы элиты», – отметил Марат Сафаров.
Если у завоеванных Москвой татар не было другого выбора, с башкирами все оказалось не так просто. К Руси они присоединились добровольно и поставили условия: сохранить свое вотчинное право и свободу вероисповедания. Власти условия приняли, но на деле нарушали. На два века Приуралье становится центром восстаний. Страна узнает имена народных предводителей: Емельяна Пугачева, Салавата Юлаева, Габдуллы Галиева по прозвищу Батырша. Он вообще призвал мусульман Приуралья создать свое собственное государство.
«Он издал манифест, который протестовал против притеснений исламской религии. Это один из таких ярких политических документов середины XVIII века, который ярко и четко обозначил стремления мусульманского населения, их проблемы и нужны во все более централизующемся российском государстве», – сказал Радик Салихов.
В ходе восстания Батыршу разбил верный правительству мусульманский отряд. Его приговорили к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге. Отбывая наказание в Шлиссельбургской крепости, он схватил закованными руками забытый надзирателем топор, зарубил двоих стражей и погиб сам. Его письмо до императрицы, тогда еще Елизаветы Петровны, так и не дошло.
Впрочем, смерть мучеников за веру не была напрасной. Елизавета Петровна отменила переселение некрещеных татар и несколько специально введенных для мусульман налогов и стала платить им за ночную работу по добровольной заготовке леса для флота. Исламу дочь Петра Великого шла навстречу неохотно. При этом проявляла невиданную доброту к буддистам.
«В декабре она взошла на российский престол, и один из первых манифестов, который она подписала, это был манифест по признанию буддизма официальной религией, то есть второй религией после православия. Была такая возможность открывать 11 дацанов, при них могло быть 150 штатных лам», – сказала руководитель пресс-службы Иволгинского дацана Алла Намсараева.
Отношение к религиозном меньшинствам коренным образом меняет Петр III. Он прекращает преследовать старообрядцев и разрабатывает проект указа, который примет уже его супруга – Екатерина II. Она вообще считала толерантность одним из столпов просвещения.
Веротерпимость – одна из любимых тем друзей по переписке Дидро и Вольтера. «Не совершайте насилия над сердцами людей, и все сердца будут ваши».
«Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводят их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан», – писала Екатерина II.
В 1767 году императрица с тысячной свитой отправляется в Волжский вояж. Путь пролегает через Тверь, Углич, Кострому, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань, где она задерживается дольше всех остальных городов – на целых пять дней.
«Первый вопрос, который она задала: не обижают ли вас русские люди? И они сказали: «Нет, конечно же, не обижают». Она увидела преданных сынов своей страны, которые беззаветно служат интересам государства, но почему-то не получают возможности исполнять религиозные обряды согласно своей вере», – рассказал Радик Салихов.
До визита Екатерины в Татарской слободе была всего одна деревянная мечеть. А после появились стразу две, и каменные: Апанаевская и аль-Марджани. При каждой построили мактаб и медресе – учебные заведения для младших и старших шакирдов, то есть учеников.
«Татары всегда вспоминали ее. И с большим уважением всегда называли ее эби-патша, что в переводе означает «императрица», – сказал имам-хатыб Апанаевской мечети Нияз Сабиров.
Первые разрешенные мечети построили в татарском средневековом стиле. С минаретом, выходящим прямо из крыши. Во времена гонений на веру такой было легко и быстро разобрать. Да и зимой муэдзину теплее.
Строительство мечетей не нравилось Казанской епархии. Когда дело дошло до минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
30 июня 1773 года Екатерина подписала Указ о терпимости всех вероисповеданий и запрете архиереям вмешиваться в их дела. Она упразднила контору Новокрещенских дел по насильственной русификации коренных народов Поволжья, способствовала развитию исламской культуры и первому русскоязычному изданию Корана.
«Появилась поговорка в мусульманском мире: «Коран записали в Мекке, читали в Каире, переписывали в Стамбуле, а напечатали в Казани», – сказала заместитель директора научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ Эльмира Амерханова.
По указу Екатерины создали и первую официальную мусульманскую организацию – Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе. Главная задача – «искать лица духовного знания и отбирать среди них благонадежных». Впереди – русско-турецкая война и присоединение Крыма.
«Россия не могла вести себя по отношению к мусульманам вот так безотчетно жестко, потому что рядом была Османская империя с большим христианским населением. И все это могло отыграться на нем, а это было для Российской империи не все равно. Абсолютно не все равно», – сказал старший научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров.
Несмотря на признание ислама самой императрицей, маховик бюрократической машины еще долго продолжал свое движение. В крупных городах мечети строили с опаской. Боялись усиления религиозных меньшинств. В 1816 году московские купцы мусульмане обратились к императору с просьбой о строительстве в Москве каменной мечети. Им разрешили возвести крошечную молельню в одном из дворов Замоскворечья, по стилю похожую на соседние дома и без каких либо внешних признаков религиозного сооружения. В таком виде мечеть простояла полвека и только после реконструкции в 1880-х ее расширили и возвели над ней минарет.
В 18-м и 19-м веках ислам укрепил свое положение в империи. В регулярных войсках появляются отдельные мусульманские подразделения. «Создается такая специальная мусульманская часть, Его Императорского Величества конвой, который занимается непосредственно обеспечением физической безопасности императора и его семьи», – рассказал старший научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров. Ядром конвоя были солдаты казачьих войск. Там служили черкесы, ногайцы, ставропольские туркмены, другие горцы-мусульмане Кавказа и татары. Казаки – единственные из охраны Николая II, кто не бросил его после отречения. В ходе Первой мировой войны в армию призвали до 1,5 миллионов мусульман – 10% общей ее численности. Тогда же наряду с Георгиевским крестом появилась равноценная награда для солдат мусульманского вероисповедания. Это уже современное видение многоконфессиональности – Вселенский храм или Храм всех религий в Татарстане. Православный собор, мечеть, синагога, буддистский дацан в одном – мирное добрососедство. Не только на огромной территории России, но и на небольшом пятачке.