Войти в почту

История иконы «Пряжевская»

В Курск из Горнальского Николаевского Белогорского монастыря, что в городе Судже, прибыла уникальная святыня – икона Божией Матери «Пряжевская» Стоит напомнить, что менее 10 лет назад с образом совершался крестный ход из Суджи в украинское Мирополье. Молитвенное шествие возродили в 2002 году. Долгое время «Пряжевская» считалась утраченной, история её обретения очень необычна. Рассказал её протоиерей Евгений Шестопалов, благочинный Суджанского округа и настоятель Свято-Троицкого храма города Суджи. «Батюшка, этот образ чудотворный» – Настоятелем я был назначен в 1993 году, – рассказывает отец Евгений. – После одной из первых служб ко мне подошла пожилая прихожанка Вера Михайловна, подвела меня к одной иконе Божией Матери и сказала: «Батюшка, этот образ чудотворный. Когда-то давно икона находилась в Горнальском монастыре, называется она «Пряжевская», и с ней проходили крестные ходы». Лик святыни был очень тёмным, оклада тоже почти не видно, поэтому прочесть название было невозможно. Известным оставалось лишь одно – икона похожа на «Смоленскую», поэтому таковой её и считали много лет. Более того, рассмотреть подробности изображения также было трудно, потому что образ находился в огромном, прочном киоте грубой работы. – Откуда эта прихожанка знала историю «Пряжевской» иконы? – задаю вопрос отцу Евгению. – Она, что называется, была одной из старожилов Суджи, на тот момент женщине исполнилось около 90 лет, – отвечает батюшка. – Прислушавшись к её словам, я взял в храме каталог икон, посмотрел на музейную бирку, что была на святыне, – продолжает рассказ отец Евгений. – В своё время Курский краеведческий музей делал опись всех икон в церквях области. Храмов тогда было немного, поэтому сделать такой каталог было вполне реально. Я прочитал в нём, что это икона Божией Матери «Смоленская», написана в начале XX века, стоит 80 рублей. Глядя на саму святыню, я понимал, что она намного старше, чем указывается в каталоге. Рассмотрев оклад, Евгений Шестопалов увидел, что он закрыт широкой доской, да и прочно сколоченный киот запечатан со всех сторон. Создавалось впечатление, что икону хотели спрятать. Благословение на открытие киота получено Отец Евгений обратился за помощью к Юрию Спесивцеву – народному мастеру России по керамике и любителю краеведения. Юрий Степанович принёс из местного краеведческого музея старую брошюрку о Белогорском Свято-Николаевском монастыре. В ней рассказывалось о главной святыне обители – иконе Божией Матери «Пряжевская» и давалось её подробное описание. – Со своими выводами и этой брошюркой я решил обратиться к владыке Ювеналию (ныне покойному), – рассказывает священник. – Что интересно, на тот момент у меня ещё не сложилось хороших отношений с местной администрацией, и то, что они дали мне машину до Курска, было настоящим чудом. Для того, чтобы рассмотреть икону, нам нужно было сломать киот, по-другому открыть её невозможно, а без благословения такие вещи не делаются. И владыка дал нам разрешение. В тот же вечер собрали небольшую комиссию, состоящую из нескольких прихожан, Юрия Степановича, Андрея Маркова, художника-иконописца, начинавшего роспись Свято-Троицкого храма. Прочитали акафист Божией Матери «Смоленской», после чего сломали киот и положили святыню на ковёр. Лик источал чудесный аромат Оказалось, что икона была разграблена, но кто-то с любовью и благоговением пытался привести её в порядок. В окладе сорваны нимбы, их заменили вырезанными из дерева, покрыв краской-серебрянкой. После открытия киота участники события стали свидетелями настоящего чуда – лик источал чудесный аромат. Внутри также обнаружили три высушенных цветка – нарцисс, ромашку и василёк. – Эта находка была поистине чудесной, – заметил батюшка, – потому что ромашка и василёк цветут в одно время, но нарцисс всегда был одним из первых весенних цветов, который никак не мог быть сорван в одно время с той же ромашкой. Я положил их в старинное Евангелие, но не учёл одного – цветам уже много лет, и они рассыпались в пыль, образовав интересный рисунок, похожий на контуры Святой Троицы, что тоже, вероятно, не случайно. Весть об обретении разнеслась очень быстро Участники комиссии убедились, что икона полностью соответствует описанию в брошюре и является «Пряжевской». Кстати, иконописцы, изучавшие её, заметили, что святыня реставрировалась, причём делалось это примерно в XVIII веке. – Мы положили «Пряжевскую» икону в храме, – рассказал отец Евгений, – и, несмотря на то, что в те времена сотовых телефонов почти не было, весть об обретении святыни разнеслась очень быстро. К иконе потянулась огромная очередь паломников. Люди приезжали со своими печалями из разных городов России! Благоухание от иконы было настолько чудесным, что у меня постоянно спрашивали: «Батюшка, каким ладаном вы пользуетесь?». И мастер пришёл к Богу Был ещё один интересный случай, связанный с киотом. – Надо было облагородить икону. Мы нашли мастера, хорошего резчика, который согласился изготовить из дерева новый киот, – вспоминает настоятель Троицкого храма, – он снял размеры, но едва отошёл от святыни, как у него открылась рвота с кровью. Когда ему стало легче, резчик приступил к работе, но, как ни странно, ничего не мог сделать. Испуганный, мастер пришёл в храм. Мы его исповедали, причастили, помимо этого, он также наложил на себя строжайший пост и за три дня без ухудшения состояния здоровья выполнил свою работу. Как выяснилось, раньше этот резчик никогда ничего не делал для храмов. После этого случая с «Пряжевской» иконой Божией Матери мастер воцерковился.

История иконы «Пряжевская»
© Курские известия