Войти в почту

Уфимцы увидели пять спектаклей Калужского областного драмтеатра

Только республиканские театры закрыли сезон, как началась пора гастролей. Первыми в Уфу по программе "Большие гастроли" приехал коллектив одного из старейших театров страны - Калужский областной драматический, который завершил свой 246-й сезон. На суд уфимских зрителей было представлено пять спектаклей: "Горе от ума", "12 стульев", "Золотой теленок", "Гамлет" (все четыре - в постановке Роберта Манукяна) и "Ханума" (режиссер-постановщик Алла Решетникова). В эти же дни Русский драмтеатр РБ выступил в Калуге со своими хитами "Голубая камея", "Бешеные деньги", "Свой путь" и "Фабричная девчонка".

Уфимцы увидели пять спектаклей Калужского областного драмтеатра
© Российская Газета

Уфимская публика приняла все постановки калужан на ура. В зале - аншлаг. Практически любая сцена в каждом спектакле сопровождалась овациями, а в финале не смолкали крики "браво". И это несмотря на то, что все спектакли идут не меньше трех, а то и трех с половиной часов.

Зритель чувствовал некую сопричастность к происходящему, чему в немалой степени способствовал такой режиссерский прием, как работа актеров не только на сцене, но и в зале. В "12 стульях", например, среди зала стояли стулья почти из "гамбсовского гарнитура", и в сцене аукциона персонажи выкрикивали цену, которую готовы за них дать, сидя в зрительских рядах.

Спектакли Роберта Манукяна напрямую обращены к публике. Особенно явно это выражено в "Горе от ума", в финале которого, уже после сакраментальной фразы Чацкого "Карету мне, карету!", в зале появляется юноша, одетый в джинсы и худи, и читает монолог "А судьи кто?".

Выбор репертуара для гастролей в Уфу, по словам директора театра заслуженного работника культуры России Александра Кривовичева, определялся просто. Это новые, но уже проверенные зрителем спектакли. А вот почему было решено поставить в театре именно эти произведения, он объяснил так:

- Время пришло, когда нужно обратиться к корням. Есть такое понятие, как классика. Это актуально сейчас и учит только хорошему, доброму и духовному. Это все про нас. Когда мы начали играть "Горе от ума", многие представители старшего поколения выходили из зала со словами: "Надо же, я в школе даже не думал, что такая глубокая пьеса". Мне кажется, что пора уже отойти от зарубежных сериалов и начать говорить о русской культуре, о классике. Растить не гаджетное поколение, а тех, кто знает Пушкина, Толстого, Островского, Шекспира. Это же только на Западе можно запретить нашу культуру. Они просто боятся ее, боятся нашего языка, потому что там - духовность.

Калужский драматический стремится стать театром просвещения. И то, что вектор выбран правильно, подтверждает приход на спектакли молодого зрителя.

В городе, кроме драматического, есть ТЮЗ и Театр кукол, и, казалось бы, за аудиторию бороться не надо - у каждого она своя. Но близость Москвы с ее разнообразием театральной жизни заставляет искать новые формы работы с публикой, завлекать ее в лучшем смысле этого слова. Увидеть спектакль Калужского областного драмтеатра приезжают жители Москвы, Тулы, Рязани и даже Владимира.

- Я не совсем согласен с Константином Сергеевичем Станиславским, который сказал, что театр начинается с вешалки. На мой взгляд, театр начинается с его упоминания. У нас есть лозунг: "Мы вас любим и ждем!" Нужно каждый раз доказывать, что ты любишь и ждешь зрителя. Поэтому везде должно быть комфортно, чисто, - убежден Александр Кривовичев.

Фото: Пресс-служба Калужского областного драмтеатра

Кроме того что в фойе всегда звучит музыка в исполнении различных групп, бывают и особые программы. Перед спектаклем "12 стульев", например, артисты исполняют песни 20-х годов прошлого века, а перед "Золотым теленком" - 30-х годов. И антураж соответствующий: "ракушка" сцены, лавочки. В итоге зрители входят в зал, уже погрузившись в атмосферу соответствующей эпохи.

Роберт Манукян, который работает главным режиссером в Калужском театре второй сезон, признался, что именно здесь ему удалось воплотить мечту детства - поставить спектакли по романам Ильфа и Петрова, а также "Гамлета".

- На инсценировку "12 стульев" ушло три месяца, - рассказал режиссер. - Если бы я поставил весь роман, это 474 страницы текста, 84 персонажа, то спектакль длился бы 14 часов. Я его сократил до трех часов, сохранив главную сюжетную линию, как и в "Золотом теленке". И ввел в финале еще одного персонажа - Иосифа Виссарионовича Сталина. Он появляется как лицо того времени. Как автор инсценировки я имею на это право. И это оправданно, потому что мне финал в обоих романах не нравится.

Что касается "Гамлета", то Роберт Манукян мечтал поставить его с 1996 года. В Калужском театре все сошлось: нашелся и актер под режиссерский замысел, и отличные производственные цеха, в которых работают профессионалы.

- За месяц до премьеры все костюмы были сшиты, декорации готовы и мы спокойно работали на сцене. Так обычно не бывает, - отметил Роберт Манукян.

В тему

Как говорит Александр Кривовичев, "гастроли обновляют кровь". В свое время театр объездил весь Советский Союз, выступал в Италии, Германии. Во Франции побывал по приглашению Пьера Кардена, с которым Александра Кривовичева связывала личная дружба. Но до этого, в 2011 году, знаменитый кутюрье приезжал в Калугу, где в музее истории космонавтики провел показ своей коллекции, подготовленной специально к 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Также калужане увидели спектакль "Казанова", поставленный в театре, который принадлежит Кардену.

Фото: Пресс-служба Калужского областного драмтеатра