Молодых актеров, режиссеров и циркачей предложили перевести на контракт
Запретить зарубежным циркам и театрам «воровать» российских актеров, возродить режиссерские курсы в вузах и ввести распределение молодых специалистов по регионам предложили заслуженные деятели культуры и общественные деятели на заседании Общественного совета при Комитете по культуре, прошедшем 27 июня в Доме Союзов. «Парламентская газета» рассказывает подробности.
Кадры в обмен на деньги
Лейтмотивом обсуждения стала простая и грустная мысль: с культурными кадрами у нас все очень непросто — особенно в последнее время. И на то есть множество причин. Так, дрессировщик народный артист России и директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный посетовал, что Россия, являясь гигантской кузницей культурных кадров, уровень которых признают во всем мире, никак не регулирует с этими самыми кадрами трудовые отношения.
«Смотрите, что происходит: вот выпускается из балетного ли, циркового ли училища профессионал, с хорошей подготовкой, вполне способный быть солистом на любой сцене… и через две недели его забирает иностранный театр. И мы ничего ни на каком уровне не можем с этим сделать, — сказал Запашный. — Мне вот часто пеняют на разных встречах и интервью, что канадский «Цирк дю Солей» на 70 процентов состоит из россиян. Да, состоит! Потому что их легко получить».
При этом, по словам Запашного, далеко не всех переманивают деньгами. Кому-то, например, просто охота посмотреть мир — такие в обмен на возможность вдоволь попутешествовать соглашаются даже на меньшую зарплату, чем могли бы получать в России. «В нашей сфере, в сфере циркового искусства, это чувствуется особенно остро, — констатировал дрессировщик. — Потому что если, например, из номера воздушных гимнастов на 20 человек выпадают двое, остальные сразу же и надолго становятся безработными».
Решением, отметил Запашный, могло бы стать введение в России контрактной системы по аналогии с той, которая действует в спорте. Чтобы артист обязан был отслужить в том или ином учреждении определенный срок, а иностранным компаниям в случае чего надо было его выкупать. Так обмен будет хотя бы более-менее честным — кадры в обмен на деньги.
Остальные участники обсуждения с идеей согласились, но отметили, что нечто подобное обсуждалось в культурном сообществе еще как минимум 15 лет назад — без каких бы то ни было результатов.
Медленная эволюция
Не все ладно и в кинематографе. По словам кинорежиссера, сценариста и продюсера Сергея Сельянова, у нас в стране сложился болезненный дефицит буквально всех: от актеров и сценаристов до режиссеров и специалистов компьютерной анимации. Особенно остро это чувствуется как раз в актерской среде — российскому кино отчаянно не хватает новых лиц.
«Мы сейчас снимаем сказку «Огниво», — рассказал Сельянов. — И в том числе мы хотели бы там видеть двух наших хороших актеров — Дмитрия Хрусталева и Евгения Стычкина. Но они не могут к нам приехать! На ближайшие два месяца у них на это просто нет времени, притом что пробы — это два часа с учетом дороги. Каждый день — съемочный день, по 12 часов».
Еще одна беда — сценаристы. На это же, кстати, посетовала и глава думского комитета Елена Ямпольская — она заявила, что в большинстве современных российских сценариев «нет логики, нет связи и все распадается». Сельянов проблему признал, но при этом осторожно отметил, что отечественные сценаристы, пусть и медленно, но прогрессируют: «Эта проблема давняя, но она в какой-то степени год за годом постепенно решается. Прогресс не фантастический, но он есть — по крайней мере, ведущие продюсерские команды более или менее научились со сценариями работать. Что делать в целом с такой ситуацией, я, если честно, не знаю. На мой взгляд, мы сейчас наблюдаем естественный эволюционный процесс, а он не может быть быстрым».
Нет управы на самодуров
Не сказал ничего хорошего о кадровом потенциале российской культуры и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. «Театральных училищ очень мало, целевой набор практически отсутствует, — отметил он. — Причем проблемы наблюдаются практически повсюду: если в Москве и Санкт-Петербурге, например, просто в силу их размера и статуса все выглядит более или менее прилично, то где-нибудь в Екатеринбурге, который тоже город немаленький и известный, они уже встают в полный рост».
Отдельно Калягин прошелся по системе театральной подготовки в России. Так, например, по его словам, современный театр, как и кино, остро нуждается в хороших режиссерах — просто потому, что в вузах на них не учат. В нынешней образовательной программе есть лишь совместный курс «актер и режиссер», по которому эту сложную и многогранную профессию, конечно, освоить проблематично.
Коснулись участники обсуждения и темы взаимоотношений федерального центра и регионов. По словам экспертов, региональная власть в большинстве случаев живет и работает в полном отрыве от федеральной. Министерство культуры, например, никак не может влиять на местные департаменты, поэтому, если где-то заводится некомпетентный чиновник, который принимается самодурствовать, всем вокруг не остается ничего, кроме как сидеть и ждать, пока его снимут. А на это могут уйти годы.
В театр — по распределению
Еще одной признанной проблемой стала острая нехватка кадров в регионах. Отсутствие преференций, низкие зарплаты — все это мотивирует молодых специалистов, едва закончив учебу, срываться за лучшей жизнью в столицы. По словам собравшихся, хорошим решением могла бы стать система распределения — как в советское время.
«Студенту, поступающему на бюджет, можно было бы предоставить выбор: либо он идет по целевому набору, то есть на те специальности, в которых наша культура нуждается прямо сейчас острее всего, либо обязуется после учебы отработать определенное время там, куда его направят, — предложила ректор Самарского государственного института культуры Ольга Наумова. — Да, возможно это достаточно жесткая мера. Но если к ней сейчас не прибегнуть, мы с вами и через пять, и через десять, и через пятнадцать лет будем вот так вот собираться и обсуждать наши кадровые проблемы».
Заседание Общественного совета продлилось больше двух часов. По его итогам участники решили провести еще одну встречу — на этот раз с губернаторами и министрами культуры регионов — и взглянуть, как выглядит ситуация с кадрами на местах.