Андрей Максимов - о премьере трех современных балетов и о том, как их оценивать

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла мировая премьера трех современных балетов.

Андрей Максимов - о премьере трех современных балетов и о том, как их оценивать
© Российская Газета

И вот, значит, первый балет... И вот, значит, второй. Тоже балет. И вот смотрю я на сцену и думку гадаю: как это все оценивать? По каким критериям? Эх, думаю, хорошее дело - ставить современный балет: кому понравилось - здорово, а кому не понравилось - тот ретроград. В искусстве критерии вообще размыты, а уж в современном балете...

Так два часа я гадаю разные думки. И с печалью понимаю, что думки рождаются, а удовольствие - нет.

И вот тут начинается третий балет. "Класс-концерт". Хореография Максима Севагина. Музыка: Даниэль Обер и Жак Оффенбах. В оркестровой яме появляется блистательный оркестр театра (до этого не было оркестра) во главе с замечательным своим руководителем Феликсом Коробовым. И начинает звучать мощная музыка, захватывающая зал. И выходят блистательные танцовщики: Е. Соломянко, С. Мануйлов, А. Лименько, Е. Жуков. И еще другие - всех не назовешь.

Максим Севагин поставил короткий, но мощный спектакль про... как бы это сказать?.. изнанку балета, если угодно. Про то, из чего рождается балетная красота. И тут я понимаю, как оценивать балет. Балет - это... "Сделайте мне красиво", - вот и все. Воплощенная красота. Как в "Класс-концерте". В нашем, очень негармоничном мире, именно балет - пример абсолютной гармонии.

Интересно, и важно, что Севагин нет-нет да и вставляет в абсолютно классический танец иронию. Ирония - не такая уж частая гостья в балете, но очень уместная. "Класс-концерт" - абсолютно живое, талантливо сделанное всеми участниками, произведение.

А какая блистательная декорация Владимира Арефьева! Она - минимальна, но кажется, что единственно возможна. Она - потрясающий фон для той самой красоты, которую создают артисты и оркестр.

Однако... Ну, совсем не хочется быть ретроградом. Тем более что я люблю современный балет. Я многолетний поклонник Бориса Эйфмана. В свое время меня потрясли балеты Пины Бауш.

Я что оправдываюсь? Да, я оправдываюсь. И я вполне понимаю, что мог чего-то не понять. В конце концов, мнение одного человека - это не более, чем мнение одного человека.

В нашем, очень негармоничном мире, именно балет - пример абсолютной гармонии

Совсем мимо меня прошел балет "Ворга" в постановке Ксении Тернавской. Музыку Константина Чистякова я не могу назвать иначе, чем музыкальное сопровождение. Удивительно, но те же самые танцовщики, которые блистают в "Класс-концерте", в этом балете выглядят просто хорошими профессионалами. Это немало. Но недостаточно.

В программке написана целая философия этого балета. На сцене ничего этого я не увидел. В программке тебе и Иван-дурак, и Девица, Баба-Яга, Змей Горыныч... На сцене нет ничего этого. Этих героев могли бы звать, как, скажем, персонажей "Гарри Поттера" или "Братьев Карамазовых". Не изменилось бы ничего. Ощущение, что создатели не хотели танцевать традиционный балет, а что именно хотели - не ясно.

Второй балет: "Последний сеанс" в постановке Павла Глухова - произведение, на мой взгляд, куда более серьезное. Мне понравилась музыка Настасьи Хрущевой, в которой есть и настроение и мелодия... Впрочем, как музыку опишешь? Сценография Анастасии Рязановой - выверенная, точная.

Много дверей. Женщина, которая мечется из двери в дверь, видимо, в поисках счастья. А для чего мы еще и мечемся из двери в дверь? Встречает разных людей, а счастья не находит. Э. Микиртичева, П. Заярная, Д. Дмитриев, И. Михалев мастерски выполняют режиссерскую задачу. Главное, что на сцене создается свой мир.

Близок ли этот мир мне лично? Второй вопрос. Скорее, нет, чем да. Но это - свой мир. Дорогого стоит. Как и начало, когда на наших глазах музыканты занимают свое место в яме, приходит дирижер (Ирина Копачева-Куровская), и начинают рассказывать историю одинокого женского сердца. Рассказали - и на наших глазах уходят...

А потом начинается тот самый "Класс-концерт", когда, внимая чудесному оркестру, глядя на точно поставленные танцы замечательных танцовщиков, ты просто получаешь удовольствие. Не случайно только третий балет прерывался аплодисментами, и только третий балет зрители приветствовали стоя.

Ну и что про все это вместе можно сказать?

Спасибо Театру Станиславского и Немировича-Данченко за смелость. Что-то в современном балете мне близко, что-то не близко. Мое личное дело. Другому близко другое. Важно, что театр не боится эксперимента, не боится предоставлять свою площадку российским современным хореографам. Мне кажется, что это очень важно.

Важно, что театр не боится эксперимента, не боится предоставлять свою площадку современным хореографам

Дальше начинается история про то, что такое современный балет, как его оценивать, и что в нем есть такое, что может и должно привлечь зрителя. У каждого на этот вопрос - ответ свой.

На мой взгляд и вкус, балет - это идеал красоты и гармонии. В пачках ли выступают балерины или в одежде, более подходящей для занятий фитнесом, - не суть.

Суть в том, что в нашем мире очень мало осталось мест, где можно увидеть красоту, так сказать, в абсолюте. Дисгармонию, отторжение людей друг от друга много где можно лицезреть. А вот гармонию...

Это может быть гармония трагедии, радости, иронии. Но балет, с моей точки зрения, искусство красоты. Не думаю, что она спасет мир, но душу каждого отдельного человека - вполне.

Есть люди, которые идут на балет за другим. Дай им Бог здоровья. Но для меня такая радость увидеть на сцене абсолютную гармонию. За нее - спасибо.