Войти в почту

В Большом театре вручили приз "Бенуа де ла данс"

Вручение международного приза "Бенуа де ла данс" давно стало одним из самых ярких событий конца московского сезона. Балетный мир функционирует так, что проследить за всеми интересными событиями в нем невозможно. В этом году "Бенуа", не претендуя на полную объективность, стремился к максимальному разнообразию. Благодаря ему из зала Большого театра можно было увидеть и текущую повседневность, и порой непредсказуемые открытия.

В Большом театре вручили приз "Бенуа де ла данс"
© Российская Газета

"Бенуа", возникший в 1991 году под эгидой ЮНЕСКО, ежегодно формирует международное жюри. Его многолетний председатель Юрий Григорович не так давно перешел в статус президента институции, оставив кресло Светлане Захаровой. Вместе с ней картину года составляли экс-худрук балета Новосибирского театра Леонид Сарафанов, главный балетмейстер Центральной балетной труппы Пекина Фей Бо, худрук Национального балета Кубы Вингсей Вальдес, прима Муниципального театра Рио-де-Жанейро Сесилия Керч, член руководящего комитета труппы Юниверсал Балет из Сеула Ти Ен Рю - выпускница Вагановской академии, больше десяти лет танцевавшая в Мариинском театре, глава балета Казахского театра имени Абая (Алма-Ата) Гульжан Туткибаева, окончившая Московское хореографическое училище.

Традиция сложилась так, что члены жюри проявляют исключительную патриотичность и обычно выдвигают на звание лучших хореографов, танцовщиков и танцовщиц представителей собственных театров. Но ограничения этого года спровоцировали непредсказуемые номинации.

Так, среди хореографов возникли имена Уэйна Макгрегора, выдвинутого за постановку "Maddadam" в Национальном балете Канады, и хорватки Маши Колар за "Послеполуденный отдых фавна" в Хорватском национальном театре Риека, а среди исполнителей появились парижские этуали Дороте Жильбер и Уго Маршан, вдвое неожиданно отмеченные в английской хореодраме "Майерлинг". Среди новаций этого года выделяется, кажется, первая в истории номинация представителя российской балетной провинции - Никиты Ксенофонтова из Новосибирска за роль Ивана в "Коньке-горбунке".

Среди хореографов лучшим был назван Вячеслав Самодуров. Он - всего четвертый отечественный лауреат "Бенуа" в этой номинации после Алексея Ратманского, Бориса Эйфмана и Юрия Посохова. Его "Танцемания", выпущенная прошлым летом в Большом, приносит ему уже третью награду - после "Золотой маски" и "Bravo".

Уго Маршан награжден как лучший танцовщик. Оценить, насколько этому идеальному балетному принцу удалось перевоплотиться в болезненного, страдающего маниями наследника австрийского престола из балета Макмиллана, шанса не было - как объявили со сцены, в этот вечер он был занят в спектакле в Париже.

Зато перед москвичами предстали обе обладательницы приза в номинации "лучшая танцовщица". Кореянка Мисон Кан станцевала с Донтак Ли дуэт из балета "Эмоции Кореи", вложив в него драматизм и трепетность. Китаянка Цю Юньтин была номинирована за Татьяну в "Онегине" Крэнко, но фрагмента из этого балета в Большом театре не показали. Во второй вечер фестиваля она вышла в па де де из Жизели".

За неполные два века существования этот номер затанцован до дыр. Но порой он поражает тем, что хрестоматийный текст все еще содержит материал для открытий. И китаянка станцевала его так, будто он создан для нее. Утонченная, почти призрачная балерина воспроизводила не движения, а зыбкость воздуха, призрачность звуков, аромат ночной земли. Она то чуть растягивала паузы, то едва уловимо подгоняла темп, играя непривычными ракурсами. Рядом с ней был превосходный партнер - номинант этого года Ли Вэньтао, при высоком росте и мощном сложении впечатляющий изяществом жемчужных заносок. Но он - как и предполагает сюжет "Жизели" - при всей красоте и точности танцев оставался в этом мире, в то время как его видение очевидно было из иного. Так и международный балетный приз позволяет увидеть разницу между реальностью идеальной и подлинной.