Почему фестиваль "Комедiя-ФЕСТ" может превратить Нижний Новгород в столицу театральной комедии
В Нижнем Новгороде провели II Всероссийский моножанровый театральный фестиваль "Комедiя-ФЕСТ". В афише было десять спектаклей: по классической и современной драматургии, детективные и романтические истории. А также творческий вечер Анны Ардовой, актрисы Театра им. Вл. Маяковского. Приезжали театры из Новосибирска, Краснодара, Вологды, Ижевска, Южно-Сахалинска, московские - "Шалом", Губернский, "На Таганке".
Побывавшая на смотре комедий корреспондент "РГ" побеседовала с председателем оргкомитета, директором театра "Комедiя" Дмитрием Коноваловым.
Ваш театр с почти 80-летней историей - сколько лет вы возглавляете его?
Дмитрий Коновалов: Мы завершаем 76-й сезон. Возглавляю театр 24 года.
С чего начали театральную карьеру?
Дмитрий Коновалов: С монтировщика сцены в кукольном театре. А потом получил высшее образование по профессии в Киеве, Москве: театровед и антикризисный управляющий.
В репертуаре театра только комедии?
Дмитрий Коновалов: Не только. В 2000 году мы познакомились с режиссером Валерием Беляковичем (основатель московского "Театра на Юго-Западе") и начали с постановки комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь". Пять лучших, на мой взгляд, комедий "всех времен и народов" у нас в репертуаре должны быть: "Сон…" и "Укрощение строптивой" Шекспира, "Фигаро" Бомарше, "Женитьба" Гоголя. Нам осталось выпустить "Тартюф" Мольера.
В 2001 году Белякович поставил спектакль "На дне". Публика уходила после него со слезами на глазах. И артисты после поклонов - тоже. Такой катарсис. Что интересно, в то время в театрах нашего города не шла ни одна пьеса Горького.
У нас поставлены спектакли по произведениям классиков комедии - Лопе де Вега, Де Филиппо . И "Скамейка" Гельмана, и "Саня, Ваня, с ними Римас" Гуркина. Идут комедии положений Рэя Куни, Камолетти, Кауарда. Есть "Касатка" Алексея Толстого. Драмы, мелодрамы. Философский спектакль Валерия Беляковича "Куклы" по мотивам пьесы Хасинто Грау идет 15 лет.
И мюзиклы есть. Жанр очень популярен. "Голубая камея" и "Служебный роман" Кима Брейтбурга - всегда на аншлагах.
Труппа поющая?
Дмитрий Коновалов: В мюзиклах участвуют и наши, и приглашенные артисты. Иногда мы объявляем кастинг, иногда приглашаем из других театров города тех солистов, которых уже знаем. Несколько мюзиклов в нашем репертуаре были реализованы продюсером и композитором Кимом Брейтбургом и его постановочной группой. "Аленький цветочек" поставил наш актер и режиссер Дмитрий Крюков, детский мюзикл "Рыжий, честный, влюбленный" - наш режиссер Ирина Чернышова.
У меня есть мечта: вывести наши мюзиклы на отдельную площадку, сделать филиал театра. В труппе и в репертуаре должен быть баланс. А пока с тремя мюзиклами нам уже пришлось попрощаться ("Рыжий, честный, влюбленный" - на сцене было 60 детей и наши артисты; второй и третий - "Леонардо" и "Казанова") и три играем сейчас ("Голубая камея", "Служебный роман", "Аленький цветочек").
У нас есть уникальный проект - интерактивная сказка, которая рассчитана всего на 20 детей, потому что они становятся полноправными ее участниками. Мы ставим и играем ее в Новый год, и каждый раз Ирина Чернышова создает новую увлекательную историю. Это очень красивый и высокотехнологичный спектакль. Если бы у нас была еще площадка, мы создали бы репертуар из наших интерактивных сказок.
Шесть-семь премьер в сезон выпускаем. Придет время - появятся и водевили.
Почему в названии театра буква "і" с точкой сверху?
Дмитрий Коновалов: Это сложный и многозначный символ для нас. Букву придумал главный режиссер Семен Лерман в 1990-е годы, это его идея, он из Харькова, а буква - из старославянского алфавита. Сейчас эта буква и внимание привлекает, и интригует, и являет собой знак идеи и информации.
Обратили внимание? На нашем фасаде надпись: "Городской культурный центр". В конце 1990-х была реконструкция здания, и депутаты посчитали, что нецелесообразно выделять бюджетные деньги на театр, а на культурный центр - хорошо. Приписали вторую строчку, крупно: Театр "Комедiя".
Почему у вас нет худрука или главного режиссера?
Дмитрий Коновалов: Худрук у нас еще в 2010 году должен был появиться, после ухода из жизни Лермана. Но не задалось. Профессия непопулярная. И желающих нет, и способных. С кем-то не получилось…
Я искренне хотел этого и даже некоторые достижения в 2021 году были. В моем понимании худрук (главный режиссер) - человек, который формирует художественную программу театра. С прицелом на несколько лет, с прицелом на рост артистов. Интересы труппы должны быть выше его собственных. Таким мне показался Иван Комаров, молодой, талантливый режиссер, ученик Виктора Рыжакова. Я посмотрел его спектакли в Москве и пригласил к нам. Он выпустил у нас два спектакля, зрители уходили с них, даже письма возмущенные писали в прокуратуру… Взгляды наши не совпали, сотрудничество не сложилось, контракт мы расторгли.
Я не тешусь полнотой власти. Найдется такой человек - очень хорошо. Желающих занять эту должность не так много, поверьте. Режиссеру легче приехать в театр на постановку, выпустить спектакль, получить деньги и отправиться дальше. А главреж - круглосуточно на связи, надо думать об актерах, как занять их, выслушивать их рефлексии, думать, что поставить, чем удивить зрителя.
Почему в прошлом году вы вдруг решили проводить фестиваль комедий?
Дмитрий Коновалов: Я еще в далеком 1999 году хотел этого. Написал тогда некую концепцию - для себя, каким вижу будущее театра Комедии. Первые годы у нас проходил фестиваль "Комедия на сцене нижегородских театров", его поддерживал наш Союз театральных деятелей. Потом его переименовали в "Премьеры сезона" - и этот смотр проводится до сих пор. Я был молод, мне было 36 лет, у меня еще была мечта пригласить на фестиваль два знаменитых театра комедии - парижский "Комеди Франсез", питерскую акимовскую Комедию, а третий участник - наш театр.
В 2000 году мы ездили с Валерием Беляковичем на фестиваль в Авиньон и побывали в Париже. По наивности я приготовил письмо на французском, подумал: будем проходить мимо театра, я войду к директору, скажу: "Бонжур, Пьер (или Жан). Я директор театра комедии в Нижнем Новгороде, давай проведем совместный фестиваль". Но выяснилось, что все не так просто. Нужно нанять агента, заплатить ему за проведенную работу, через несколько месяцев я должен приехать к Пьеру (Жану) на переговоры…В общем, не задалось.
В течение нескольких лет я говорил о фестивале разным должностным лицам, но никого он не заинтересовал. А вот мэр Юрий Шалабаев эту идею поддержал. И мы провели в прошлом году первый Всероссийский моножанровый театральный фестиваль "Комедiя-ФЕСТ". Только что провели второй, есть надежда, что будет и третий…
Фестиваль - это праздник для зрителей, а для нас еще и работа. Публике он нужен, чтобы понять, что происходит в театральной жизни других городов. Как правило, в программу входят спектакли успешные. А театрам- участникам фестиваль необходим для того, чтобы видеть, в какую сторону идут они и другие коллективы - в современном российском театре столько разных движений, течений. На фестивалях мы общаемся, находим друзей, растем профессионально, рождаются совместные проекты.
Мы постарались сделать второй фестиваль еще более интересным. За короткое время он заметно подрос. Если на первый смотр прислали 63 заявки из 37 городов, то в этом году было подано 109 заявок из 60 городов. На один день увеличили продолжительность, на тысячу зрителей больше пришло на спектакли в этот раз. В прошлом году обсуждения спектаклей проходили в закрытом формате (создатели и члены жюри), на следующее утро после показа. Сейчас обсуждали сразу после спектаклей, а принять участие и подискутировать об увиденном могли также и все желающие зрители.
Как формировали афишу?
Дмитрий Коновалов: Спектакли мы отбирали не сами, а экспертный совет, в который вошли критики из Москвы, Казани, Самары, Краснодара и актер, режиссер из Нижнего Новгорода. Потом учитывали возможности нашей сцены: сможет ли встать на нее тот или иной спектакль, подойдут ли ему наши размеры. Иногда помогаем коллективам с элементами декораций.
Как решили финансовые проблемы?
Дмитрий Коновалов: У нас театр муниципальный. Если бы не поддержка администрации города, фестиваля бы не было, мечты остались бы мечтами. Конечно, вкладываем и свои средства.
Нижний Новгород называют столицей закатов, молодежной столицей России - 2023. Город претендует на звание "Культурной столицы года 2024". И столицей комедий может стать?
Дмитрий Коновалов: Может! Наша цель - развивать любимый жанр во всей красе, во всем разнообразии. Еще мы проводим конкурс новых комедий "Низкий жанр" - драматургический. На первый нам прислали более 300 текстов. Победившая пьеса - "Голова" белорусского драматурга Константина Стешика - наша ближайшая постановка.
Между тем
Ваш любимый спектакль?
Дмитрий Коновалов: "Куклы", "Очень простая история", это наш золотой репертуар. Но все спектакли по-своему любимы!