Душа моя, Плес. Как город на Волге на целый вечер стал столицей русской провинции

Эта история началась в Плесе в 2015 году, когда в самом поэтичном городе на Волге прошел первый Дачный фестиваль имени Шаляпина. Художественным руководителем фестиваля стал певец Аскар Абдразаков. В городок на Волге из года в год приезжали лучшие артисты страны: в Плесе играли оркестр "Виртуозы Москвы, Денис Мацуев, военный оркестр Министерства обороны под управлением Валерия Халилова, пели звезды итальянской оперы…

Душа моя, Плес. Как город на Волге на целый вечер стал столицей русской провинции
© Российская Газета

В этом году Пятый фестиваль превратился в грандиозный концерт - в Плес приехали Станислав Любшин, Вадим Репин, Пелагея, Сергей Шакуров, Юрий Башмет с оркестром и другие знаменитости. Сцена Шаляпинского фестиваля стояла на Соборной, главной горе Плеса, и канал "Россия 1" и интернет-платформа "Смотрим" на всю страну транслировали вечером шоу "Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции".

- Я веду французских туристов по Заречью, а навстречу - "мекающее" стадо овец, пастух с кнутом. "О-о, настоящая русская деревня!", - зашумели французы. - Нет, говорю, это город, тут еще в 12 веке стояла крепость.

Ольга Наседкина, научный сотрудник Дома-музея Левитана в Плесе с 1969 года, сетует, что тут с каждым годом становится все меньше коренных жителей, все меньше детей. "Зимой идешь иной раз от старого кладбища до музея - и ни одного человека не встретишь...".

С Соборной горы разносились по городу звуки Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета

Город стоит на семи холмах, это настоящие, зримые холмы - с длинными крутыми подъемами. В березовой роще на Шаровой горе, самом западном холме Плеса, которую можно назвать второй галереей Левитана - художник писал здесь ту самую "Березовую Рощу". Ураган 2012 года поломал многие из берез, видевших Левитана, но нашлись люди, оплатившие покупку саженцев, и "полотно" уже понемногу реставрируется.

Мы с заведующей Левитановским культурным центром Ириной Метельковой обходим корпуса старинной Горбуновской больницы на бывшей Дворянской, ныне Карла Маркса. Массивные ворота красного кирпича, словно из старинного замка, крыльцо с узорчатой крышей. Больница брошена, разрушается. Но глава Плеса Тимербулат Каримов говорит о том, что Горбуновскую больницу, как и дачу Шаляпина в нескольких километрах вверх по Волге, нужно, наконец, выводить в общественное пространство...

Подготовка к большому концерту началась за несколько дней до него: с Соборной горы разносились по городу звуки "настраивающегося" Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, "репетировали" свет прожектора - особенно те, что подсвечивали шоу с противоположного берега Волги.

...Скрипка - инструмент очень чувствительный к погоде, к влажности. И потому и на прогоне и перед самым выходом на сцену народный артист РФ Вадим Репин и его партнер по дуэту победитель конкурса юных талантов "Синяя птица" Равиль Ислямов особо тщательно настраивали свои инструменты. И вот "Танго в сумасшедшем доме": под резкую, разноритмовую пьесу Альфреда Шнитке, белый конь Оксфорд с дрессировщицей из Цирка на Цветном бульваре Еленой Павлович в красном плаще станцевали в лучах софитов самое настоящее танго.

"Я никогда не выступала в таком окружении, хотя танцевала и на обрыве, и на скале у моря, и в роскошных парках", - признавалась народная артистка РФ Светлана Захарова. А тут за спиной прима-балерины Большого театра - целая большая Волга на закате.

Кому с берега великой реки было петь шаляпинские "Дубинушку" и "Степь да степь кругом", если не знаменитому басу Ильдару Абдразакову с хором Сретенского монастыря? Или читать "Губы окаянные" - как не Станиславу Любшину, одно появление которого на сцене вызвало в зале овацию? А кураисту-виртуозу Роберту Юлдашеву подхватывать и вести вслед за Пелагеей протяжную звонкую народную "Разлилась"?

В зал-поляну на Соборной горе послушать и увидеть лучших артистов страны пришли плесские старожилы, ветераны, участники СВО и гости фестиваля. Чуть ли не весь Плес собрался вечером у огромного экрана, установленного на Торговой площади города.

Финальный аккорд за "Благовестом" Александры Пахмутовой, исполненный автором, оркестром Юрия Башмета и колоколами Плесских храмов, которыми тоже дирижировал великий альтист.

- Плес - уникальное место. Бах, играя на альте, ощущал себя в сердце полифонии, - отметил Юрий Башмет. - А я здесь ощущаю себя в сердце российской души.

Кстати

Полная запись концерта, видеоматериалы и отдельные номера из концерта доступны на платформе "Смотрим".