Войти в почту

Андрей Максимов - о спектакле "Случайные встречи" в театре "Современник": Не просто хороший, а замечательный, идти стоит

Вот, например, я говорю: "Был в театре. Смотрел спектакль". И о чем меня спрашивают? О концепции? Об актерских работах? Об изысках сценографии? Это все потом. Может быть. А первый вопрос всегда один: "Ну, как спектакль? Хороший? Стоит идти".

Андрей Максимов - о спектакле "Случайные встречи" в театре "Современник": Не просто хороший, а замечательный, идти стоит
© Российская Газета

Другая сцена "Современника". "Случайные встречи" по Ивану Бунину. Авторы инсценировки: Мария Петерс, Гульназ Балпейсова. Постановка - Гульназ Балпейсова. Спектакль - не просто хороший, а замечательный. Идти стоит. Критики любят писать о некоем "месседже", который создатели посылают нам, зрителям. В "Случайных встречах" тоже есть много разных мыслей, и можно по их поводу рассуждать ни одну рецензию. Например, о том, почему случайные встречи, как правило, заканчиваются плохо. Или, скажем, почему мужчина и женщина, казалось бы, созданные друг для друга на деле друг друга уничтожают. Или о том, предположим, можем рассуждать, отчего любовь - прекрасное чувство! - приносит столько страданий, а иногда - и смерть.

Но спектакль Гульназ Балпейсовой - не про мысли. Он - про чувства, про эмоции. Как только спектакль начинается, возникает такая картинка удивительная, что ты, зритель, сразу понимаешь две вещи.

Самое дорогое в хорошей постановке: ты смотришь про других, а чувствуешь про себя

Первая. Художник по свету Нарек Туманян - очень хороший художник. Вообще, люди этой профессии всегда остаются в тени других создателей, так вот я вам должен сказать: в российском театре замечательные художники по свету. Мастера. Нарек Туманян - один из лучших. Своим светом он не просто создает атмосферу, он как бы светом рисует жизнь. Это не просто элемент оформления, но полноправный участник событий.

Вторая. Перед нами - Иван Бунин. С моей точки зрения, Балпейсова точно перенесла Бунина на сцену. Это очень чувственные истории про нелепых, и несчастных в своей нелепости людей.

Мне всегда казалось, что, в отличие от Чехова, который над своими героями иронизировал и вообще относился к ним довольно высокомерно, Бунин своих персонажей любил и жалел. Во многом, как мне представляется, отожествляя себя с ними. Чувство, которое передается со сцены в зал, в многом зиждется на том, что мы, зрители, отождествляем себя с героями спектакля. Для меня это самое дорогое в хорошей постановке: ты смотришь про других, про другую эпоху, а чувствуешь про себя. Вот это важно: не думаешь, а вот именно - чувствуешь про себя.

И тут, конечно, нужны артисты. И они есть. Кто-то играет грандиозно, кто-то просто хорошо. Плохо не играет никто - за что отдельный респект режиссеру. Артисты разных поколений и даже разных театров: Сергей Юшкевич, Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин, Евгения Курова.

Можно, конечно, расписать - кто лучше, кто хуже. Но это будет чисто вкусовая оценка. Главное: в этом сложном спектакле провалов актерских нет, а взлеты есть. И вот такая получается интересная история - не знаю, была ли она заложена режиссером или, как это бывает в талантливых работах, неожиданно проявилась сама.

Самое интересное и невероятное тут - люди. Их страдания. Их страсти

Женщины и мужчины в этой постановке настолько все разные, а при этом у каждого есть своя черта характера, которая проявляется особенно выпукло, - что ты вдруг начинаешь думать, что в этой истории всего два персонажа: мужчина и женщина. Театр - искусство условное, и можно себе легко представить, как все разные персонажи и разные истории соединяются в две: мужскую и женскую. Можно даже представить, что режиссер как бы препарировал мужское и женское естество, чтобы мы лучше рассмотрели детали характеров и жизни мужчины и женщины. И это тоже - Бунин, который никогда не настаивает на обобщении, но оно появляется как бы само по себе.

Олег Синкин, музыкальный руководитель театра Елены Камбуровой, написал чудесную музыку: она одновременно рванная и гармоничная, то есть именно такая, каковы души героев спектакля. К декорациям Сергея Австриевских у меня, наверное, больше всего вопросов, потому что они какие-то всеобщие, если угодно - необязательные. Кажется, нет пьесы, которую нельзя было бы сыграть в этих декорациях. Но, с другой стороны, может быть, такая была задача: чтобы ничто не отвлекало от действия, от метаний героев, от "хроники любви", а именно так обозначен жанр спектакля.

Дорогой друг-читатель "Российской газеты"! Вам надо лишний раз напоминать, что мы живем в непростое время или вы в курсе? Чем может помочь театр своим зрителям в эти времена? Рассказать интересную, близкую зрителю историю и крупно показать человека. Увы, сегодня не так много режиссеров умеют это делать. В спектакле Гульназ Балпейсовой много режиссерской фантазии, много всяческих придумок, но - что важно - они не довлеют над происходящим. Самое интересное и невероятное тут - люди. Их страдания. Их страсти. Их нелепость - столь узнаваемая, их любовь- столь противоречивая. Их жизнь наконец столь трагичная, но и столь интересная.

Театр "Современник" тоже переживает сейчас нелегкие времена. Спектакль "Случайные встречи", который, как я понял, родился в недрах лаборатории молодых режиссеров, по сути, современниковский. Лучшие спектакли и Ефремова и Волчек брали не только своей актуальностью, но, главное, умением интересно и полно рассказать о человеке. Гульназ Балпейсова сделала очень современниковский спектакль. Спасибо.