Сорок минут плюс жизнь: со дня рождения Михаила Светлова исполняется 120 лет
Михаил Светлов, отмечающий в этом году 120 лет со дня рождения, был поэтом от первого до последнего вздоха: искрометным, ярким и живым, навсегда оставшимся молодым.
Светлов, кажется, получал огромное удовольствие от сочинения анекдотов о своей жизни, поэтому рассказывать о нем легко и нескучно. Родившись в бедной еврейской семье в Днепропетровске 17 июня 1903 года, мальчик поразительно рано пристрастился к чтению. И вот как это было: отец будущего поэта Аркадий Шейнкман принес домой целый мешок классической литературы, чтобы мать Миши… продавала в них свои знаменитые на весь город жареные семечки. Но не тут-то было! Мальчик принялся глотать не семечки, а книги, уговорив мать не трогать их, пока он не прочитает.
Но тихая, бедноватая жизнь в сонной украинской глуши не могла длиться вечно. В яркие, гремящие залпами орудий, но романтичные годы юности Светлов, не умевший никакому делу отдаться "наполовину", работал в комсомольских изданиях, прошел фронты Гражданской войны, успел поучиться в МГУ, и с упорством и трудолюбием продолжал писать стихи, бойкие, дышащие силой молодого человека, чей взгляд обращен в будущее.
В 1926 году Светлов видит в одном из переулочков Тверской улицы в Москве вывеску гостиницы "Гренада" и буквально за считанные минуты сочиняет текст своего главного произведения. Романтичная баллада-мечта о далеких землях сделала молодого поэта знаменитым на всю страну. Маяковский читал "Гренаду" наизусть, а Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: "Передай Светлову, что его Гренада - мой любимый - чуть не сказала: мой лучший - стих за все эти годы".
О Светлове есть масса курьезных историй, и одна из центральных тем таких рассказов - поразительная трудоспособность поэта, молниеносно сочинявшего лучшие свои стихотворения. Так, в 1935 году к Светлову в гости заглянул режиссер Семен Тимошенко, отчего-то жутко уставший. Он попросил Светлова написать для кинофильма "Три товарища" песню, в которой бы обязательно фигурировал город Каховка и молодая девушка, а сам отправился вздремнуть. Уже через 40 минут Светлов пришел расталкивать друга. Тот удивился: как можно за каких-то 40 минут написать песню? На что Светлов, знавший те южные места своего детства и юности "наизусть" в свойственной ему полушутливой манере ответил: "Ты плохо считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь".
В годы второй в своей жизни войны, Великой Отечественной, Светлов работал корреспондентом газеты "Красная звезда", в газете Первой ударной армии Северо-Западного фронта. После войны поэта, которому повезло уцелеть в 30-ые годы, ждала удушающая негласная опала, приходилось заниматься художественными переводами, а стихи писать в стол. Только в 60-ые годы, незадолго до смерти, к Светлову вернулось признание, а томики его новых стихов вновь запестрели на библиотечных полках.
До самых последних дней Светлов как будто не старел, оставался в самой гуще молодежной жизни, этому же посвящены и его знаменитые строки:
Молодежь! Ты мое начальство -Уважаю тебя и боюсь.Продолжаю с тобою встречаться,Опасаюсь, что разлучусь.
Но разлучить Светлова с молодежью не смогла даже смерть поэта в 1964 году, ведь теперь его имя носит Центральная молодежная библиотека в Москве.