Войти в почту

Реновация Владивостока: как спасти культурный код города

Реновацию исторического центра включили в мастер-план Владивостока, который будут показывать Президенту на ВЭФ-2023. Актуальность этого процесса прокомментировал директор «Городского риелторского центра» Сергей Косиков специально для ИА DEITA.RU. По его словам, у городских властей все еще нет «глобальной комплексной внятной градостроительной политики». «Реновация это, конечно, очень хорошо. Еще лучше, чтобы новые комплексы были современными с прогулочными зонами, с расчетами, пониманием транспортных артерий, загруженности дорог и ответами на другие вопросы», – подчеркнул Сергей Косиков. Он уверен, что позитивным вариантом развития реновации будет не только продажа участков под коммерческую недвижимость, но и строительство прогулочных зон для горожан, где они смогли бы оказаться в современном и удобном месте. Напомним, под реновацию попадут несколько земельных участков – район Голубиной Пади, Дальпресса, нижняя часть «Проспекта Красоты» (улицы Всеволода Сибирцева, Володарского и Металлистов), участок рядом с театром оперы и балета на Чуркине (улицы Фастовская и Брянская), район пригорода между станциями Океанская и Садгород (улицы Успенского, Фанзавод, Грязелечебница). В Голубиной Пади и Дальпрессе уже идёт процесс расселения людей из частных домов. Остальные участки только начали готовить к реновации – необходимо провести оценку их градостроительного потенциала, провести ряд экспертиз, выяснить, нет ли там памятников историко-культурного наследия и прочих мешающих застройке факторов. Например, участок в районе «Проспекта Красоты» находится в историческом центре Владивостока. Он давно интересует застройщиков, но памятники культурно-исторического наследия мешают им туда пробраться. Тем не менее, осенью прошлого года частный сектор под Проспектом Красоты прошёл оценку градостроительного потенциала. Контракт по оценке градостроительного потенциала территории, расположенной в районе ул. Металлистов на сумму 1 374 000 рублей исполнило ООО «ТОЧКА», зарегистрированное в Ленинградской области. Здесь находятся здания разных эпох. Например, католический костёл, который выделяется на фоне привычной архитектуры и привлекает гостей города. Офицерская слобода, где сохранились каменные дома, построенные после 1897 года, дом вице-адмирала Н.Р. Греве (Володарского 35), который был командиром порта Владивосток с 1904 по 1907 год. Трендом мировой урбанистики давно стало сохранение и восстановление исторических зданий и памятников. Это направление приобрело название «Old is gold». Интересно, привлекались ли к оценке градостроительного потенциала улицы Металлистов историки и краеведы. Возможно, многие здания здесь несут культурный код города, который нельзя стереть. Интересно, что ещё в 2018 году экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко на Всемирном саммите городов в Сингапуре называл основными векторами развития Владивостока сохранение исторического облика, реновацию старых промышленных зон и комплексную застройку. Здесь важно отметить, что предполагалась реновация не частного сектора, а именно промышленных зон. Спустя 5 лет вектор реновации явно изменил направление. Сюда же можно добавить комплексную застройку, которой последний раз занимались во Владивостоке в далёком 2008 году, когда проектировали микрорайон Снеговой Пади. Конечно, проект сильно отличается от реальности – район продолжает застраиваться многоэтажками при отсутствии достаточной социальной и транспортной инфраструктуры. Наличие социальных объектов  для будущего населения микрорайона – одна из главных частей комплексной застройки. Пока на улице Металлистов  находится только один частный дошкольный образовательный центр, на Всеволода Сибирцева также всего один частный детский сад. Ближайший государственный детсад №154 в районе Авангарда. Ближайшая школа – девятая, с углубленным изучением китайского языка. Несколько школ находится в соседнем микрорайоне на улице Толстова, но дети точно не смогут добираться туда самостоятельно. Вероятно, родители будут отвозить их туда на машине. Помимо сохранения исторических ценностей, при комплексном развитии данной территории необходимо учитывать возможные сложности с возведением инженерных сетей, так как участок расположен на сопке с большим уклоном. Это также нужно учитывать при развитии транспортной инфраструктуры. Сейчас все дороги там узкие, с одной полосой движения в каждую сторону. Тротуаров, как принято во Владивостоке, нет. Парковок тоже. Таким образом, реновация Владивостока может разбиться об отсутствующую градостроительную политику и перейти в точечную застройку без социальной и транспортной инфраструктуры и благоустройства территории. Как решить проблему пробок, точечной застройки, отсутствия парковочных зон и благоустройства общественных территорий, которые на самом деле нужны жителям – разбираем в спецпроекте DEITA.RU «Мастер-план Владивостока».

Реновация Владивостока: как спасти культурный код города
© Deita.ru