Войти в почту

Открылась выставка "крестной матери" русского авангарда Надежды Добычиной

Надежда Добычина открывала миру художников. В созданном ею Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы прошли первая персональная выставка "амазонки русского авангарда" Наталии Гончаровой и последняя футуристическая выставка "0,10", на которой впервые показали картину "Черный квадрат" Казимира Малевича.

Открылась выставка "крестной матери" русского авангарда Надежды Добычиной
© Российская Газета

10 лет Бюро Добычиной было главной независимой арт-площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы, а коллекционеры - их покупать. Борис Кустодиев, Василий Кандинский, Марк Шагал, Александр Бенуа, Роберт Фальк, Натан Альтман, Ян Ционглинский - хозяйка Бюро собирала вокруг себя самых ярких художников своего времени.

Удивительно, но сегодня эти авторы вызывают ажиотаж, на их выставки стоят очереди, цены картин растут с каждым годом.

Между тем было время, когда "официальные" площадки отказывались показывать их произведения, встречая некоторые даже с негодованием. Так что Художественное бюро Добычиной было спасением для авторов, которых не покупали и не выставляли, однако они, спустя время, стали знаковыми в истории искусства. Аналогов этому Бюро в столице не было.

Экспозиция в Музее русского импрессионизма "Выбор Добычиной" познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от "Постоянной выставки современного искусства" с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина - художника и теоретика авангарда, близкого друга Добычиной, благодаря которому она стала коллекционером.

В начале 1900-х Надежда приехала в Петербург и поступила на курсы при биологической лаборатории. Одним из ее преподавателей был Николай Кульбин - медик по профессии и художник по призванию. Некоторое время Добычина работала секретарем выставок, которые организовывал и финансировал Кульбин.

Продолжение экспозиции на третьем этаже посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Посетителям также предложат работы из личной коллекции Добычиной. Всего в создании этого проекта участвовали 40 музеев, которые предоставили 100 полотен.

У Добычиной не было художественного образования, расцвет ее дела сопровождался Первой мировой войной и двумя революциями. Всю свою жизнь она посвятила искусству, но оказалась забытой в наше время. Музей восстанавливает справедливость, рассказывая историю ее жизни и выбора - давать дорогу талантам.