Четыре души, один цирк: смотрим новый спектакль Театра Олега Табакова

Московский театр Олега Табакова представил последнюю премьеру этого сезона — «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. Поставил спектакль Владимир Машков, который уже брался за этот материал почти 30 лет назад. В постановке заняты молодые актеры труппы — Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Артур Касимов и Владислав Наумов.

Четыре души, один цирк: смотрим новый спектакль Театра Олега Табакова
© Mos.ru

В главной роли — творчество

Ночью, когда цирковой шатер опустел, на арене остался один клоун. Отрепетировать в тишине и спокойствии номер для представления — что может быть лучше? Артист поднимается под самый купол — одной рукой держится за веревочную лесенку, другой сжимает саксофон, на котором играет. Затем — срывается вниз. Из люка сцены, пробираясь сквозь пелену дыма, появляются четыре героя — материализовавшиеся части души упавшего клоуна: Черный, Белый, Рыжий и Длинный. Теперь им предстоит выяснить, чей номер лучше, кто больше заслуживает того, чтобы занять место главного и воплотить в жизнь собственные мечты. И борьба между ними разгорается нешуточная.

Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Машков подчеркивает, что главный герой постановки — это творчество, а не какая-либо из ипостасей клоуна. Только искусство — и ничего больше. Этим объясняются и минималистичные декорации в виде арены цирка, их создал заслуженный деятель искусств России Александр Боровский.

Владимир Машков уже второй раз обращается к этому сюжету. Первый «Смертельный номер» прогремел в театре в 1994 году, мгновенно став одним из главных хитов культурной жизни города. Режиссер убежден: пьеса, которая легла в основу постановки, вне времени, она была и будет одинаково актуальна, а потому заслуживает перерождения.

«Мы еще раз обратились к нашей же пьесе и осмыслили ее уже в XXI веке. Мы ждем того, что увидит зритель сейчас. В зале — другие люди, другой мир, другая страна. Но желания человека, его метания остаются теми же», — сказал режиссер.

Драматург Олег Антонов, который сейчас занимает должность заведующего литературной частью, написал эту пьесу специально для Театра Олега Табакова. Первоначально она называлась «Полуночники» и рассказывала о молодом человеке, сбившем кого-то на пустынной дороге. Четыре его личности рассуждали о том, что теперь делать. Однако Владимир Машков предложил немного изменить сюжет и перенести место действия на арену. Спустя почти 30 лет пьеса почти не претерпела изменений — создатели постановки сделали только легкую сценическую редакцию.

«Скорость жизни сегодня, конечно, отличается от той, что была раньше, — говорит Олег Антонов, — но некие базовые истины никуда не делись. Как это ни парадоксально, молодые артисты разделили переживания героев, для них все оказалось ясно и понятно. Никто не подумал, что это какая-то архаичная пьеса».

Старый спектакль, новый вызов

В 1994 году премьера произвела ошеломляющий эффект — билетов на спектакль было не достать, постановку полюбили и публика, и критики. Интересно, что Олег Табаков сначала с сомнением отнесся к тому, чтобы поставить эту пьесу, но все же доверился начинающему режиссеру Машкову. На тот момент Владимир Львович всего лишь два года как получил диплом Школы-студии МХАТ.

Постановка Табакову понравилась. «Олег Павлович увидел, что молодое поколение самостоятельное, может принимать решения. Это был одновременно вызов и подарок учителю, он был рад и горд. Сейчас этот спектакль уже вызов нам самим», — отметил Владимир Машков.

Среди тех, кто видел первый спектакль, был и легендарный Юрий Никулин. Он очень вдумчиво наблюдал за тем, что происходит на сцене, а после показа подошел к артистам, исполняющим главные роли, и сказал им: «Ребята, если вас выгонят из театра, я возьму вас к себе в цирк».

Тогда Рыжего, Черного, Белого и Толстого (Длинным он стал уже в новой версии) сыграли Андрей Панин, Андрей Смоляков, Виталий Егоров и Сергей Беляев. Роль главного клоуна, с которого началась история, сыграл Сергей Угрюмов — сегодня вместе с Виталием Егоровым он стал ассистентом режиссера.

Четыре души

Во время работы над новым спектаклем молодые артисты не только учились цирковым трюкам под руководством опытных иллюзионистов — по сравнению с первым «Смертельным номером» фокусы стали сложнее, но и смотрели видеозапись постановки 1994 года.

«Это был потрясающий спектакль, который любила вся Москва. Впервые я увидел запись еще студентом, — говорит Владислав Миллер. — Я всегда восторгался работой Андрея Панина, который играл смешного, веселого и энергичного Рыжего до меня. Символично, что и дни рождения у нас в один день — 28 мая. Я узнал об этом во время репетиций, и это добавило мне вдохновения».

Севастьян Смышников, сыгравший Черного, считает своего героя движущей силой внутри общей личности, у которого можно многому научиться: «Черный — холерик. Он легко взрывается, легко делает первый шаг, особо не думает о последствиях, смело идет вперед. Он решительный и огнеопасный. Сам я все-таки немного другой человек. Но сыграть Черного — очень хороший опыт, у него можно перенять какие-то вещи, которые пригодятся в жизни».

Белый, напротив, меланхолик. Артур Касимов не сразу начал симпатизировать своему герою. «Вначале я даже расстроился, поскольку считал его наиболее слабым из всех. Но потом подумал: такой, как он, сможет, если надо, и постоять за себя, и ответить. В нашей общей личности он за тонкую трогательную составляющую, за любовь, за глубинные переживания», — говорит актер.

За рассудительность и спокойствие в четверке отвечает Длинный в исполнении Владислава Наумова. Герой похож на нос корабля, который уравновешивает все, считает актер. «Смертельный номер» стал для артиста особым спектаклем. «Это пьеса о безграничных возможностях таланта артиста как художника. Здесь вопросы жизни и смерти стоят гораздо острее, чем во многих других произведениях», — сказал Владислав.

Посмотреть новый «Смертельный номер» можно успеть до конца месяца, его показывают на сцене на Сухаревской. Последний спектакль перед закрытием сезона состоится 26 июня.