Чеховский фестиваль: вместо постановок немцев, французов и британцев — спектакли из Вьетнама, Бразилии и Индии
Не сам Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова трансформировался — его изменили обстоятельства: сначала пандемия, потом спецоперация. И, поскольку он проходит раз в два года, эффект от СВО можно ощутить только сейчас. Программу составлял еще Валерий Шадрин — известный театральный продюсер, создатель Чеховского фестиваля, который ушел из жизни в декабре прошлого года. Позже президентом фестиваля стал Михаил Швыдкой.
По факту детище Шадрина — единственный большой российский международный театральный фестиваль, который в нынешней ситуации остался на плаву. Хотя и сменил вектор с европейского на латиноамериканский, азиатский и даже африканский. Приехал, в частности, хореограф Грегори Макома — лидер современного танца в Южной Африке. Продолжает театральный критик Глеб Ситковский:
Глеб Ситковский театральный критик «Будет довольно много танцевальных спектаклей. Это уже традиционно. В последние годы Чеховский фестиваль больше развернулся от драматического театра к ярким хореографическим шоу. Будут спектакли из Чили, с Кубы. Есть переделки классических пьес. Например, из Индии везут шекспировский «Макбет», но из трагедии это превращено в комедию, такую клоунаду на тему Шекспира. А из Бразилии, допустим, спектакль называется «В Москву! Палимпсест». Это переделка чеховских «Трех сестер», когда там остались всего четыре актера и два музыканта. Режиссер переписывает чеховских «Трех сестер» поверх того, что было написано когда-то Чеховым».
Другой акцент Чеховского фестиваля — страны СНГ. Много спектаклей из программы Молодежного театрального форума стран СНГ, Балтии и Грузии. Его задача — открывать зрителю режиссеров до 35 лет. Например, из Киргизии приедет спектакль «Письма-самолетики». Режиссер взял французскую пьесу «Оскар и розовая дама» об умирающем от рака мальчике и привязал текст к местным реалиям — как бы это все было в Киргизии.
Может, этот Чеховский фестиваль привез и показывает нам те страны, до которых мы бы ранее точно не доехали и искусство которых не знали бы, считает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Из оставшегося я бы рекомендовала, конечно же, такой экзотичный театр, как кукольный театр на воде Вьетнама. Он имеет древнейшие традиции. Это действительно экзотично, потому что привезут 80 кукол, кукловодов не видно — куклы ведут самостоятельную жизнь на воде. Один из лучших хореографов Латинской Америки Херман Корнехо уже показал аргентинское танго, причем современное аргентинское танго. Имел невероятный успех. Все остальное, наверное, было более спокойно. Ждем осенней сессии, там действительно будет очень интересно».
Всего в мировой программе — 15 спектаклей и 14 стран-участниц. Это сопоставимо с предыдущими годами. Первый блок Чеховского фестиваля — традиционно майско-июньский, потом будет летний перерыв, а осенью показы продолжатся до 8 октября.