9 июня появился на свет Петр I – знаковая фигура для нашей страны. Он навсегда вошел в историю как выдающийся реформатор и просветитель. Даже спустя века слава и память о нем живы в сердцах людей. Так, в прошлом году грандиозно отметили 350-й юбилей царя. Массовые празднества проходили во многих городах.

В память о Великом
© Главгосэкспертиза России

Петру I установлено множество памятников у нас и в других государствах Европы. Сегодня мы расскажем о самых известных и необычных из них.

В Санкт-Петербурге и его окрестностях не счесть монументов Великому императору. Но, пожалуй, один из самых запоминающихся, ставший символом города на Неве – это Медный всадник. Интересно, что сам памятник выполнен из бронзы и гранита. Слово «медный» закрепилось за ним благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина.

Монумент воздвигли по приказу Екатерины II. В разработке его концепции принимали участие великие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер и Дидро. Скульптура должна была символизировать торжество разума и цивилизации над дикой природой. Петр I – полководец-победитель, запечатленный в движении, одетый в довольно простую одежду. Седло заменила медвежья шкура, которая олицетворяют нацию, просвещённую императором. Постамент-скала – это преодолённые трудности.

Памятник был создан в 1768-1778 годах под руководством француза Этьена Мориса Фальконе. Его ученица Мари Анн Колло выполнила голову царя, а змею – Федор Гордеев. Отливка скульптуры была поручена Василию Екимову. Торжественное открытие Медного всадника, высота которого составляет 10,4 м, состоялось 7 (18) августа 1782 года.

Памятник Петру I в Архангельске видел каждый житель нашей страны, хотя, возможно, даже не догадывается об этом. Все предельно просто: монумент изображен на 500-рублевой купюре. Кстати, это не первое его появление на денежных единицах, ведь в 1898 году он украсил банкноту такого же достоинства.

Памятник в Архангельске был установлен в 1914 году в Петровском парке, недалеко от спуска на Соборную пристань. Спустя шесть лет статую сбросили с постамента, а на ее месте воздвигли другой обелиск. 13 лет фигура царя пролежала без дела, а после была перемещена в фонд Архангельского областного краеведческого музея. В 1948 году монумент воссоздали на набережной Северной Двины. Его высота составляет 7,5 метра.

Петр I облачен в офицерский мундир Преображенского полка и треуголку. Интересно, что на постаменте выбито несколько дат: три из них напоминают о годах посещения города Великим государем, еще одна – 1911 – в это время было принято решение о создании памятника. Автором идеи стал Марк Антокольский. Фигуру в гипсе он закончил в июне 1872 года, к Всероссийской политехнической выставке в Москве, которая как раз была приурочена к 200-летию Петра I. А сам памятник из бронзы отлил уже другой Антокольский, его племянник, в 1909 году в Париже.

Вначале скульптура получила немало критики. Однако впоследствии она сыграла значительную роль в русской культуре. «Реплики» монумента установили и в других городах России.

Весьма «трогательный» памятник Петру Великому можно увидеть в Нижнем парке Петергофа. На руках у императора запечатлен юный Людовик XV. Но при создании царских фигур скульптор руководствовался отнюдь не сентиментальным порывом. Монумент отсылает нас к 1717 году и одному любопытному эпизоду истории. В то время Петр I прибыл во Францию на переговоры о дальнейшем взаимодействии двух государств. Его довольно тепло приняли при дворе. Очевидцы вспоминают, что, увидев маленького Людовика XV, царь поднял его на руках и произнес: «Держу в руках всю Францию».

Любопытно, что в Петергофе установлена копия скульптуры Леопольда Бернштама. Оригинал XIX века был бесследно утрачен в годы Великой Отечественной войны.

Современный бронзовый памятник Петру I с ребенком на руках был открыт 13 сентября 2005 года. Это событие приурочили к празднованию 300-летия Петергофа. Воссоздал знаменитый монумент Николай Карлыханов.

В мае 2015 года в аэропорту «Пулково» «поселился» необычный пассажир – прямо посреди терминала для внутренних рейсов была установлена статуя Великого императора. Выбор героя символичен, ведь именно Петр I «прорубил» для России окно в Европу.

Монумент для воздушной гавани создал популярный скульптор Михаил Дронов. Статуя высотой 2,2 м (практически соответствует реальному росту государя) отлита из бронзы.

Молодой Петр Алексеевич в своей традиционной одежде неспешно везет ярко-красный чемодан. В руках у него современный телефон. Что везет царь из поездки в багаже, автор так и не раскрыл.

Пулковский Петр I – это попытка отразить дух современности с уважением к прошлому. И она вполне увенчалась успехом: фигура царя выглядит нетривиально, энергично и сразу приковывает внимание.

Еще один нестандартный памятник Великому реформатору был установлен в Петропавловской крепости. Автор монумента – Михаил Шемякин. Художник рассказывал, что на создание арт-объекта его вдохновил Владимир Высоцкий. Однажды увидев в мастерского друга копию прижизненной восковой маски царя, поэт сказал: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?». Шемякин прислушался. Над фигурой императора мастер трудился целых 8 лет. Она была отлита из бронзы в 1991 году.

Скульптура выглядит весьма гротескно, так как нарушены естественные пропорции фигуры: маленькая лысая голова прилажена к массивному телу. Вытянутые костлявые пальцы похожи на паучьи лапки, за что в шутку монумент даже прозвали «Петр-паук». И хотя царь сидит на троне, видно, что у него очень длинные ноги и богатырский рост.

Сам автор говорил, что задумчивая фигура Петра I – это символ размышлений о судьбе России.

В свое время памятник также получил много критики. Поначалу около него даже выставляли охрану, боялись вандализма. Но сейчас Петр I Шемякина стал неотъемлемой частью Петропавловской крепости, да и самого Петербурга. Кроме того, говорят, что он исполняет желания.*

*Информация подготовлена на основе открытых источников.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС, пресс-служба Администрации городского округа «Город Архангельск», пресс-служба ГМЗ «Петергоф», Александр Демьянчук/ТАСС, Роман Пименов/ТАСС