Павел Басинский - о том, какие тенденции происходят в современной прозе
Накануне открытия книжного фестиваля "Красная площадь" премия "Большая книга" объявила список финалистов 18-го сезона. Из 322 работ, выдвинутых на соискание премии, в длинный список вошло 51 произведение. Из них Совет экспертов отобрал 15 произведений авторов из восьми городов: Браслав (Беларусь), Великий Новгород, Владивосток, Екатеринбург, Москва, Самара, Санкт-Петербург и Чебоксары.
Нынешний сезон - абсолютный рекордсмен по числу финалистов. Обычно "короткий список" не превышает 12 человек. Это значит, что конкурс на звание лауреата премии (а их будет трое) составляет ровно пять человек на одно место. Не каждый вуз может похвалиться таким конкурсом.
Это, с одной стороны, даст больше работы Большому жюри, которое в декабре будет решать судьбы финалистов; с другой стороны - дает возможность заинтересованным читателям, ориентируясь на список, более широко познакомиться с тенденциями, преобладающими в современной прозе. Собственно, в этом мне и видится главная задача "Большой книги". Быть навигатором в современной литературе.
Если судить по финалистам "Большой книги", сегодня лидирует тяга к городскому фэнтези
Самый трудные вопросы, на которые лично мне приходится отвечать на встречах с читателями: "Что вы советуете почитать?" и "Какие тенденции происходят в современной прозе?" И вот здесь "длинные" и "короткие" списки "Большой книги" очень выручают.
Итак, каковы тенденции, если судить по финалистам премии-2023?
Они такие разные, что составить отчетливую картину невозможно. Я уже не раз это говорил и повторю: современная литература давно складывается из суммы индивидуальных писательских стратегий, а не из коллективных задач, как было в советское время, когда писатели делились на "деревенскую", "городскую", "военную" прозу и когда появлялись краткосрочные поколения авторов, пишущих о "горячих точках". Кстати, сегодня эта тенденция вновь обозначается в связи с событиями на Украине. Но это происходит пока главным образом в поэзии.
И все-таки... Какие тенденции?
Если судить по "короткому списку" "БК", сегодня лидирует тяга к городскому фэнтези, причем с элементами хоррора. Романы Эдуарда Веркина "снарк снарк" (в двух книгах), Дмитрия Захарова "Комитет охраны мостов" и Алексея Сальникова "Оккульттрегер" повествуют о таинственных силах и духах, который являются ниоткуда и вторгаются в жизнь людей. Эта тема сегодня очень модная: зыбкая связь между разными мирами, войны между ними и т. п. Всего этого много в современных киносериалах, которые пользуются большим успехом. Так что, будьте любезны, материалы для будущих сценариев уже готовы.
Не отстает и жанр биографии. В финале "БК" есть три биографии. Писатель из Владивостока Василий Авченко в книге "Красное небо" написал биографию военного летчика Льва Колесникова, а через нее представил панорамную картину развития российской авиации в первой половине ХХ века. А Захар Прилепин создал новую биографию Михаила Шолохова.
Обе книги объединяет интерес к советской истории. Так что в этот ряд, хотя и особняком, можно поставить и роман Юрия Буйды "Дар речи" о советской аристократии с ее весьма специфическим бытом, нравами, языком и т. д.
Ранняя постсоветская история отражена в книге Михаила Визеля "Создатель" о пионере российского интернета Антоне Носике. И ведь тоже биография. И - тоже переходящая в панорамное изображение недавней истории.
Если вам интересен жанр альтернативной истории, рекомендую книгу Алексея Колмогорова "ОТМА. Спасение Романовых". Довольно увлекательный приключенческий роман о том, как последняя царская семья избежала расстрела.
От альтернативной истории плавно переходим к не менее модному сегодня жанру, о котором вчера еще не слышали, хотя он вполне себе был, - young adult (буквально: юные взрослые). В романе Александры Шалашовой "Салюты на той стороне" от лица 11 подростков идет рассказ о жутковатой истории становления юных душ, оказавшихся в полной изоляции от внешнего мира.
Детская тема, и тоже в трагическом освещении, присутствует в романе Михаила Турбина "Выше ноги от земли" о талантливом враче детской реанимации со своей непростой семейной историей.
И - снова детская тема. На этот раз в романе Хелены Побяржиной "Валсарб". Действие романа разворачивается в белорусском городке. Главная героиня - девочка, постоянно играющая со словами. Она любознательна и одинока, и на ней остановили выбор духи людей, которые жили в Валсарбе, но после смерти стали безымянными, без памятников и могил. Они ходят за девочкой по пятам, врываются в ее сны и никуда не исчезают, пока не оказываются услышанными и не возвращают свои имена.
С неожиданной стороны к теме памяти подошел Евгений Водолазкин в романе "Чагин". Герой способен запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти сколько угодно времени. Но этот дар для него становится проклятием, потому что способность забывать для нас не менее важна, чем способность помнить.
Несколько финалистов премии объединяет интерес к советской истории
В жанре автофикшен написана книга Оксаны Васякиной "Роза". Она замыкает ее цикл из трех романов о себе и попытках понять себя через других людей.
Тема близкой истории и судьбы поколения 80-90-х годов заявлена в романе Евгения Кремчукова "Волшебный хор". А в рукописном тексте Родиона Мариничева "Комендань", который еще не опубликован, исследуется тема истинного и ложного патриотизма.
Вот такой состав "сборной команды по литературе" 2023 года. Есть что почитать и о чем поразмышлять.