"Летучий голландец": На Урале устроили сплав на воссозданной барке петровских времен

Более полусотни студентов и преподавателей приняли участие в экспедиции "Путем железных караванов". Подробностями необычного сплава по Чусовой с "РГ" поделился руководитель и идейный вдохновитель путешествия профессор кафедры горных машин и комплексов Уральского государственного горного университета (УГГУ) Константин Порожский.

"Летучий голландец": На Урале устроили сплав на воссозданной барке петровских времен
© Российская Газета

Константин Павлович, правда, что ведущим судном стала деревянная барка петровской эпохи?

Константин Порожский: Барку построили специально - спасибо мастеру екатеринбургского политехникума Александру Быкову и путешественнику Анатолию Вязовцеву. Мы хотели, чтобы сплав стал исторической реконструкцией, поэтому сшили костюмы петровских времен. В пути вели съемку - материал для фильма собрали богатый.

Как родилась идея экспедиции?

Константин Порожский: В 1703 году по Чусовой потянулись суда, груженные железом. Спустя 300 лет каменские энтузиасты в память об этом событии прошли на катамаранах и катерах до Петербурга. А в этом году, как известно, Екатеринбург отмечает 300-летие, готовится к юбилею и УГГУ. Ректор Алексей Душин предложил организовать масштабный сплав по Чусовой. Идею поддержали крупнейшие уральские предприятия, в том числе РМК, Ураласбест и другие.

В поход отправились только студенты Горного?

Константин Порожский: Проект объединил представителей семи учебных заведений, в том числе из Первоуральска, Ирбита, Нижнего Тагила, - в общей сложности 65 человек, 52 из них студенты. Экипаж барки состоял из 5 человек плюс сопровождение - лодочка на моторе, а также две машины. Экспедиция стартовала 27 апреля в деревне Каменской. Ребята на 14 катамаранах прошли 70 километров за три дня и вернулись. А барка проделала десятидневный путь до Красной Слудки под Пермью - 560 километров. Открою секрет - у судна есть мотор.

По каким источникам готовились? Наверное, изучали очерки Мамина-Сибиряка и книги Алексея Иванова?

Константин Порожский: Конечно, а с Ивановым должны были встретиться в Перми. Но, увы, у него изменились планы. Есть интересный путеводитель по Чусовой Павла Распопова. Но самый главный источник - Виктор Московкин, строивший БАМ. Он 20 лет водит караваны по Чусовой.

У Мамина-Сибиряка Чусовая весной - кипящая стихия, в которой баркам неимоверно трудно уцелеть, не разбившись о камни-бойцы. А как сейчас?

Константин Порожский: Увы, Чусовая сильно обмелела. Уровень воды упал на несколько метров, барку и катамараны не раз приходилось перетаскивать через камни. Спад воды продолжается четыре года - климат явно меняется. Вторая причина - вырубка леса. Поэтому звучат призывы высаживать на Чусовой деревья… Хотя наши гидрологи утверждают: все циклично. Следующим летом обещают подъем воды.

Какие самые яркие впечатления?

Константин Порожский: Прежде всего мы поняли, что есть молодежь, готовая продолжать наши традиции, увлеченная, сильная, умелая. Например, вечером мы беседовали со студентами о железных караванах, а на следующем привале они сами попросили продолжить. И, хотя никогда не сплавлялись, научились всему очень быстро: гребли, ставили палатки, готовили еду. В них есть потенциал - это главное.

Какие деревни остались в памяти?

Константин Порожский: Село Чусовое, где живет наша народная умелица Ольга Симакова. Поселок Верхнечусовские Городки - центр культуры Пермского края. Местные мастера создают настоящие шедевры. А в конце путешествия общались с монахом Савватием в ските в Красной Слудке. Он долго к нам присматривался, а потом сказал: "Вы живые люди. Остальные смотрят в прошлое, а вы в будущее. Многие не верят, но оно есть".

Чем живут маленькие поселки на Чусовой?

Константин Порожский: Увы, деревни увядают. Сплав как двигатель экономики давно утратил свое значение. А кормиться на туризме жители не хотят, да и вряд ли это возможно. Считаю, надо обязательно открывать какое-то реальное производство. Вот в Полевском - действующий завод и рядом прекрасный музей.

А главное разочарование похода?

Константин Порожский: Вся земля вдоль реки занята коттеджами. Везде частные территории, камеры, на берег не высадиться. Хотя по законодательству стометровая береговая полоса должна быть свободна. Подошли к одному причалу, и тут же ожил громкоговоритель: "Вы на частной территории. Сейчас придет катер МЧС и составит протокол". И так по всему руслу. Хотели купить картошку, но местные ничего не сажают, а у дачников на участках только травка.

Удивили какие-нибудь памятники?

Константин Порожский: Больше всего запомнился памятник "Единение России" на Межевой Утке - притоке Чусовой, где в конце XVI века проходила граница России. Мы причалили к берегу 1 мая, отдыхаем. И вдруг звучит гимн в живом исполнении. Открываем глаза - какие-то люди поют, фотографируются с флагом. Оказывается, собрались представители семи городов. А тут мы в исторических костюмах, я в шапке Ремезова... Разговорились, они уж и в поход не хотели идти.

Поделитесь планами на следующий год?

Константин Порожский: Барка снова отправится в путь, но уже без нас. Мы загадали: это судно, как новоявленный несущий добро "Летучий голландец", будет встречаться тем, кто любит природу и у кого добрые намерения. Предлагаю землякам проверить.