Скромное обаяние “Губернатора”
Ранее у известного писателя уже был опыт театральных постановок. По мотивам его романа "Зинзивер" на сцене Театра Наций режиссёром Геннадием Шапошниковым был поставлен спектакль "Роман без ремарок" (пьеса Сергея Коробкова), с успехом шедший с 2004 по 2007 годы. И вот “Театральный особняк” с его теплой домашней атмосферой и нетривиальным подходом к решению любых сценических катаклизмов, как говорится любой степени сложности. От драмы до гротеска. И в пьесе "Губернатор" на первый взгляд все фантастично и нереально, но в то же время все действующие лица настолько реалистичны, как будто шагнули в пьесу из нашей повседневной жизни. "Это яркий образец следования классическим традициям. При самостоятельности и оригинальности творческой манеры, отблески классического, драматургического наследия придают пьесе дополнительное обаяние…". - отметил критик Александр Балтин в статье, опубликованной на сайте "Ревизора" (17 февраля 2023). "Губернатор" как пьеса для театра в 10 эпизодах впервые была опубликована в Издательском доме "Аргументы недели" в 2017 году. А в 2021 уже с Прологом пьеса вошла в 8-й том Собрания сочинений автора в восьми томах, вышедшем в издательстве "Художественная литература". Надо сказать, что современный театр страдает от отсутствия актуальных тем, решаемых не прямым и лобовым обращением к классике, а к современной драматургии. “Театральный особняк” в этом отношении развернулся лицом в драматургу. Виктор Слипенчук в гротесковой форме отобразил онтологическую суть власти, как беспрерывного двойничества, уходящей в бесконечность зеркальной анфилады. Эстафету гоголевских кувшинорылых чиновников подхватили советские чиновники, а за ними - новые люди нового поколения: российская, советская, русская парадигма на все времена. Физиология власти. Еще Михаил Бахтин обозначил этот эффект, как “развенчивающий двойник” переворачивает мир наизнанку. Итак. Темная комната, словно кусок повседневной жизни губернатора, вырванный огнями рампы. На сцене четыре черных куба. И четыре актера: Маргарита Богородская, Марина Кондусова, Сергей Горбачев, Василий Фролов. Сергей Горбачев сразу в четырех лицах, он - Губернатор, Полозов Дмитрий Тихонович и три его его двойника: 08, умный, “Развратник”, 06 “Брат Коля” и 04 “Извращенец”, Гаврила Ревомирович Грамматейкин. Василий Фролов - он же автор и начальник губернского пиар-отдела Лев Арнольдович Трапезников. Маргарита Богородская - гимнастка Роза Карабаева. Марина Кондусова - остальные женские персонажи. А как мило смущается, и походка у неё в этом отношении очень многозначительная, очень!.. Удалялась, словно бригантина!.. И всё же интеллигентка – не совсем женщина. Просто так не подпустит, либо подпустит и оттолкнёт. Двойственные. Из одной личины перескочит в другую – не перехватишь. И где она настоящая?.. Эти размышления Полозова, адресованные главврачу краевой больницы можно соотнести и со всем персонажам пьесы. Каждый персонаж двоится в кривом зеркале придворной действительности. Кривда правит правду. И уже двойник не отличает себя от оригинала. Итак, краевой губернатор отмечает свои 100 дней восшествия на престол. Что сегодня такое власть? Писатель анализирует это явление с безжалостностью сатирика. Где кто? Где настоящий губернатор, где его двойник? Где правда, где кривда? Карнавал двойников превращает реальную действительность в фарс. А губернатора в космического персонажа, и все действо в ярмарочный балаган. Потрясающая игра Сергея Горбачева, предстающего перед зрителями сразу в четырех обличьях. Ему вторит и “вторая скрипка” дружного актерского оркестра - Василий Фролов. Он же пиар отдел, деловито и по-будничному, словно завсклад, перебирающий технико-тактические данные двойников. Актер удачно пародирует внушительную интонацию пиарщика, которая срывает всяческие покровы с горних властных высот и опрокидывает их на землею. Низ, как и положено в карнавале, меняется местами с верхом. Разоблачение власти! - остроумно, саркастически, сердито, но без обличительной все уничтожающей злобы и публицистической истерики. По духу, по сути - это гротеск. По жанру - сатира. Само собой напрашивается ассоциации с “Двойником” Достоевского: Господин Голядкин совершенно узнал своего ночного приятеля. Ночной приятель его был не кто иной, как он сам, — сам господин Голядкин, другой господин Голядкин, но совершенно такой же, как и он сам, — одним словом, что называется, двойник его во всех отношениях... Виктор Слипенчук И пред зрителями предстала власть во всех ее отношениях. Такая, какая она есть: двойственная, лживая, двуличная, власть, воспроизводящая себе подобных двойников. Но актуальная тема рассказана легко, без надрыва, что обещает привлечь к пьесе зрительское внимание. Читка пьесы удалась на славу. После спектакля в узком кругу состоялось обсуждение пьесы Виктора Слипенчука “Губернатор”. Напоследок добавим, что читка 19 мая в "Театральном особняке" была первым выходом пьесы "Губернатор" на сцену. Думается, что у “Губернатора” довольно не простая судьба. Теперь ему предстоит по закону непрерывных символических совпадений и неслучайных случайностей превратиться в полноценный спектакль. Пожелаем пьесе и драматургу успеха.