Войти в почту

Игорь Цвирко: Русский балет невозможно забыть

Премьер балета Большого театра Игорь Цвирко начал работу над собственной концертной программой «Мистерия», которую представит зрителям осенью. И это не первая работа артиста в качестве автора проекта: недавно в театре «Русская песня» с успехом прошло его шоу «Классика русского балета».

Игорь Цвирко: Русский балет невозможно забыть
© Вечерняя Москва

— Игорь, в вашем гала-шоу состоялась премьера обновленной версии балета «Шут» Cергея Прокофьева в постановке молодого балетмейстера Никиты Высоцкого. Чем эта работа отличается от классики?

— Поколение нынешних молодых хореографов — очень адекватное, оно с уважением относится к тому, что сделали до нас. И они ничего не «ломают», наоборот, с любовью чтят традиции старой школы. Мы часто обращаемся к великой музыке — Рахманинова, Прокофьева, Шнитке и других композиторов. Конечно, в новых постановках используются технологии, которые помогают раскрыть замысел постановщика. Поэтому для более яркой краски мы в спектакле «Шут» сделали видеоконтент на светодиодных экранах.

Я думаю, спектакль приобретает свежесть благодаря такому художественному решению. Сочетание классики и современного подхода дает зрителю массу позитивных эмоций.

— Расскажите о новой программе «Мистерия».

— Сейчас я готовлю совершенно новую программу, с молодыми российскими балетмейстерами. Проект будет состоять из трех одноактных балетов. В основу каждого балета взята сюжетная история. Например, публика увидит спектакль «Демон» по произведению Лермонтова.

«Напомним миру, что русские не сдаются»: актриса Евдокия Германова считает глупостью запрет нашей культуры

— Почему вы решили перейти из амплуа артиста балета к продюсированию, созданию собственных проектов?

— У меня много идей, которые рождаются из повседневной жизни, из прочитанных книг, из музыки, которую я слушаю. А еще век артиста слишком короткий, и я хочу «приготовить сани летом». Мне важно реализовать свой потенциал. Будучи артистом, я сделал много, но еще есть куда расти и развиваться, но постоянно «точить» носок с годами становится невыносимо скучно.

— Формат гала-концерта подразумевает некое попурри, фрагменты из самых известных балетов. Такая форма больше подходит для первого знакомства с этим искусством?

— Для знакомства с балетом — да, безусловно. Но при этом важно, как спланирована программа. Потому что сам лично я присутствовал и участвовал иногда в таких мероприятиях, что подготовленный артист с трудом может высидеть этот «парад» балета. Во всем должен быть хороший вкус и мера.

— Вы говорили, что «мы, как профессионалы, сразу понимаем, кто на сцене — артист из Англии или Франции». Что вам помогает определить национальную школу «на глаз»? Чем отличаются русские артисты?

Михаил Пореченков: Я бы сыграл Холмса

— Отличие славянского артиста — в школе и выучке. Балету учили в разные времена и в разных местах уникальные мастера: артисты и те, кто не состоялся в профессии, но были жадны до обучения и стремились держать высокий уровень этого искусства в стране. Конечно, артисты из Европы — люди немного другой эстетики и даже музыкальности. Российские хореографы часто смотрят записи своих коллег, а потом пробуют привнести это в наши спектакли. Педагоги их всегда останавливают, чтобы не забывался исконный стиль национальной традиции, в которой ты работаешь.

— Балет часто воспринимается как искусство только хореографии. А в современном балете это так? Или же искусство проживания эмоций так же важно, как и техническое совершенство выполнения фуэте и гранд батмана (элементы балета. — «ВМ»)?

— В современном искусстве нет слова «стоп». У каждого хореографа есть свои режиссерские задумки, и порой руководителям театров приходится притормаживать фантазию хореографа, потому что можно заиграться и составить неподъемную смету. Сейчас, на мой взгляд, спектакли идут больше от абстракции к конкретике. Зрителю хочется видеть историю и видеть образы, которые похожи на них или же вымышленных, но интересных персонажей. Поэтому и усиливается драматургическая линия.

— В вашей творческой карьере есть опыт работы с пьесой Чехова — вы танцевали партии Треплева и Тригорина в балете «Чайка». Казалось бы, материал совсем не балетный… Любое произведение можно переложить на язык танца?

— Мне кажется, Чехова интересно показывать на балетной сцене, потому что каждому персонажу нужна своя речь в танце. От этого спектакль выигрывает. Помню, смотрел постановку «Палата № 6» — потрясающий опыт, и всем зрителям было понятно, что там происходит, хотя артисты двигались очень необычно.

А еще вспоминается великолепный пластический спектакль «Анюта», где и артисты, и персонажи раскрываются фантастически в хореографии Владимира Васильева. Так что Чехов очень даже «балетный» писатель.

— Вам удалось поставить на Кипре собственное шоу Celebrity Ballet Gala. В нем принимали участие артисты из Англии, Нидерландов, Германии. В процессе подготовки не сталкивались со сложностями на фоне «отмены» русской культуры? Артисты не отказывались?

— Ни один артист не отказался принять участие в этом шоу. Да, возникали сложности с чьей-то занятостью в текущем репертуаре или на проектах или неожиданной травмой. Но ни один не отказался по политической причине. Это очень ценно. Несмотря ни на что, искусство остается созидательным действием. Хочется, чтобы все поняли это, что артист артисту — друг.

ДОСЬЕ

Игорь Цвирко родился 25 августа 1989 года в Одинцове. В 2007 году с отличием окончил Московскую государственную академию хореографии, после чего был принят в труппу Большого театра. С 2013 года возведен в ранг солиста, в 2014-м стал первым солистом, с 2015-го — ведущий солист, мастер сцены. С 2022 года — премьер балета Большого театра.

Коротко о главном

— Ваши дети, Иса и Лева, занимаются спортом, изучают по несколько иностранных языков. Вы не боитесь лишить их детства?

— У моих детей с детством все в порядке. Они делают минимальное из дополнительного, а в остальном — полная свобода. Мы жили и росли в строгой дисциплине. Посмотрим, во что вырастет это поколение, с новой формулой воспитания.

— В балетную школу дети идут очень рано, и рано приходится понимать, что есть желание связать с этим искусством свою жизнь. Никогда не жалели, что не попробовали себя еще в чем-то?

— Я часто жалел в уже осознанным возрасте, когда работал в театре. Но со временем понял, что я на своем месте. Еще бы поменьше боли и различных травм, и было бы совсем замечательно.

— Работа в одном театре помогает вам с супругой, ведущей солисткой Большого Кристиной Кретовой найти взаимопонимание? Нет ли соперничества?

— Какое может быть соперничество у любящих людей? Только поддержка и радость, если у другого выходит что-то лучше. Главное — в сложные периоды поддерживать и не сдаваться. Какой балет можно считать визитной карточкой нашего искусства? Априори — «Лебединое озеро» Чайковского. Балет на все времена.

— Какие стереотипы об артистах балета вас больше всего раздражают?

— Раздражает, что все думают, что мы вечно на диетах и что артист балета — несерьезная профессия, а просто танцульки. Попробовал бы тот, кто так говорит и думает, прожить неделю в нашем режиме, то запел бы другую песню.