"Для меня патриотизм – это любовь…"

Влад Демин — актер театра и кино, мастер боевых искусств, однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль "ДВА. Честно о Родине. Честно о нас". Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части. Мы поговорили с Владом и узнали, как пришла идея создать спектакль? Почему он решил играть на сцене один? И что же такое – патриотизм в 21 веке? Расскажите, как началась история проекта "ДВА"? Примерно четыре года назад Владу пришла мысль о создании психологического спектакля, связанного с проблемами человека, его пониманием и нахождением своего места в мире. Задумка основывалась на тех внутренних вопросах, которые мы иногда задаем себе. Задаем, когда остаемся наедине с собой: "Для чего мы здесь?", "Есть ли судьба, или мы сами творцы своего пути и никаких высших сил нет?". Интерес к этой теме усилился, когда Влад изучил философские труды Ницше и Шопенгауэра. — Тогда я начал создавать психологический спектакль. Нашел команду. Вместе с ними 2 года назад мы сделали его и дали премьеру в Красноярске и в Москве. Постановка так и называлась – "ДВА". Спектакль о раздвоении человека на две личности: одна говорит, что мир – это тлен, никакой судьбы нет, мы предназначены самим себе и болтаемся в хаосе. Другая половина говорит о неком предназначении каждого из нас, о том, что Господь следит и любит всех и каждого. Получился некий "батл". Психологический поединок. Кто победил? На этот вопрос каждый отвечал сам. — После успешной премьеры прошло полтора года, и вдруг случилось 24 февраля. Тогда я понял, что те мотивы, те темы, которые были в моем спектакле, сейчас не нужны обществу… Потому что общество оказалось разделено. Пропаганда кричит одно, либеральная элита, набравшая миллионы подписчиков в социальных сетях – другое. Прозападные ресурсы – третье. Среднестатистический человек оказался в ситуации шока. Люди потеряли себя. Мы вроде бы хотим быть патриотичными, но либеральные выходцы убивают в нас веру. Влад понял, что именно об этом нужно говорить с людьми. — Пришла идея не менять концепцию раздвоения личности. Только дуализм теперь будет строиться на том, что одна часть является патриотом – истинным, глубинным, не сомневающемся в своей стране, а другая – воспитанная на либеральных ценностях: яркий пример "трусливого патриотизма". И снова на сцене между ними развернется идеологический батл… Кстати, кроме талантливой актерской игры Влада, в спектакле присутствует очень качественная музыкальная составляющая. Композитор проекта – Константин Камынин – выпускник РАТИ-ГИТИСа, основатель театра "CONLUCIA", поставивший огромное количество опер. А художественный руководитель спектакля – Светлана Высоцкая – режиссёр, сценарист и композитор. Почему был выбран формат моноспектакля? Влад признается: "причина простая – в утилитарности". Действительно, самому себе не нужно платить зарплату, подгонять свой график под кого-то. И – да, Влад в отличной физической форме. И мало кто может физиологически оставаться на одном уровне с Деминым, реализовывая его творческий замысел. — Всегда проще надеяться на самого себя. Но утилитарность – это не основная причина. Философский момент состоит в том, что я один на сцене также, как каждый из нас один по жизни. Мы остаемся дома, наедине со своими мыслями, социальными сетями, телевизором. Они нас рвут на ДВЕ части, говоря абсолютно разную, противоречащую друг-другу информацию. Мне хотелось показать это социальное одиночество и, главное – возможность человека выбраться из него. Собраться с силами и пройти весь путь от отрицания до принятия. Получается, "ДВА" — это спектакль о глобальном одиночестве? — Не совсем. Не об одиночестве, а о том, что мы не можем ни с кем поделиться своими мыслями и проблемами, ибо сегодня у каждого своя четкая позиция и, при несовпадении мнений, тебя начнут гнобить. Скажешь, что ты патриот – найдется либеральная часть общества, которая на тебя нападет. Скажешь, что не патриот – также найдутся те, кто загнобит тебя. Поэтому человек вынужден быть в одиночестве со своими мыслями относительно происходящего в стране… И в описании спектакля сказано: "Мы опускаемся до самых глубоких проблем героя, стараясь дойти до проблем всего современного общества". То есть проблема общества как раз в том, что никто не умеет слушать, каждый стоит на своем, у всех не хватает времени, чтобы выслушать и поддержать своего ближнего. — Это очень серьезная проблема современности – поляризация общества. Обратите внимание, как нас технично стараются поделить по категориям религий, политических взглядов, образа жизни. Христиане против мусульман, либералы против демократов. Разделение во всем. И люди замыкаются в себе. Со сцены я хотел поговорить с людьми об этом. Чтобы зритель увидел, что он – не одинок. С какой мыслью вам хотелось бы, чтобы зритель вышел из зала после премьеры? Жюль Верн – великий писатель, автор невероятных миров и произведений о путешествиях – говорил: "Развлекая – обучать, обучая – развлекать". Именно эта система лежит в основе моноспектакля "ДВА". — Это единственная формула, с помощью которой можно чему-то научить человека. Я очень хочу развлечь публику, которая придет отдохнуть. Я хочу ее развлечь, но в контексте развлечения люди получат еще и духовный материал, пищу для размышлений. Никакого назидания, никакой учебы, никаких лекций. Я просто развлеку публику, которая, в конце концов, извлечет что-нибудь полезное из спектакля. В одном из интервью вы сказали, что ваша миссия – мотивировать людей на поступки. На какой поступок мотивирует моноспектакль "ДВА"? — В первую очередь, я хочу замотивировать сомневающихся разобраться с самими собой. Докопаться до истины, откинуть все, что он слышал, видел, чувствовал. И если человек разберется с самим собой, ему будет проще – либо покинуть нашу страну, либо остаться здесь и помогать. А помогать – это не обязательно ездить на Донбасс. Выполнять продуктивную работу на своем месте, платить налоги, быть гражданином – это тоже позиция. Поэтому основной мотив – разобраться в себе… Что для вас – патриотизм и Родина? — Для меня патриотизм – это любовь. Просто любовь. К Родине, к семье, к своему городу. Любовь, которая лежит в основе всех поступков. С Родиной все так же просто – я не люблю уходить в какие-то "дебри". Для меня Родина – это там, где я родился, вырос и обязан использовать свой КПД. Там, где я хочу работать, хочу, чтобы жили мои дети, хочу быть полезным. Патриот, который в спектакле олицетворяет сбежавшего труса – он по-прежнему остается патриотом? Просто заблудшим, запутавшимся? Вопрос, скорее, в том, кто виноват, что мы упустили этих "трусливых патриотов"? Упустили те, кто должен этим заниматься. Упустили социальные сети, кино, культуру. Впустили сюда западные корпорации. В итоге идеология была потеряна у нескольких поколений людей. И зачем сейчас обвинять молодежь, которая не знает, кто они? Они хотят подражать западным звездам, хотят пить "Кока-колу", а не "Черноголовку", есть гамбургер, а не пирожки. — Нам нужно время, чтобы перестроиться. Слава Богу мы очнулись и сейчас начинаем первые шаги в борьбе с идеологической пропастью. Но как можно обвинять тех, кто вырос в этой парадигме? У нас все клипы – "калька" с запада. Только последние годы начали выделять деньги на патриотическое и культурное воспитание молодежи. Поэтому у меня нет плохих и хороших – у меня просто люди, которые попали в определенные обстоятельства. Были взращены в другой идеологии. Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив? — Я узнал о том, что ПФКИ впервые в грантовой практике начинает работать с "ИП-шниками". А раньше доступ к конкурсам был только у организаций. Начал читать подробнее, увидел темы, по которым принимаются работы. И по направлению "проекты, направленные на сохранение общероссийской культурной идентичности", мой спектакль проходил идеально. Весомым преимуществом было то, что Влад уже делал подобный проект. Все материалы были на руках, команда собрана. Спектакль не "сырой": есть видео, печатная продукция и, главное – понимание того, как это все организовать. Именно проекты, в которых руководитель понимает, как максимально эффективно реализовать инициативу, чаще всего, становятся победителями. — Я сразу подкрепился всеми письмами поддержки – от Государственной Думы, Российского союза боевых искусств, Челябинской федерации ММА. Собрал необходимые документы. Показал экспертам, какую работу, связанную с Донбассом, я веду. И началась она не 24 февраля 2022 года, а раньше – в 19-ом году: мы привозили детей из ДНР в Москву, делали экскурсии, дарили подарки. Поэтому люди из Донецка также написали письма в поддержку моего спектакля. Что главное в проекте, который подается на грант? — На мой взгляд, проект должен успешно жить и без гранта. Не должно быть такого, мол, если мы получим деньги – мы создадим проект. Так не бывает. Я создал спектакль, проехался с ним по городам-миллионникам, и только тогда получил шанс быть одобренным фондом. Как бы это странно ни звучало, но люди ошибаются, когда думают, что творчество является основой. Нет. Основа проекта – это маркетинг, умение презентовать, умелая организация коллектива, знание своей ЦА, правильная реклама и еще сотни мелочей индустрии, которые нужно учесть. Только потом идет творчество. К слову, не зря ПФКИ на днях запустил образовательный марафон "Курс на культуру". Он создан как раз с целью научить создавать проекты. Включает в себя лекции о правилах сбора аналитики и подтверждающих документов, работу с концепцией идеи и ее оформлением в заявку, особенностях социокультурного проектирования и многом-многом другом без чего творчество в современном мире, к сожалению, ничего не стоит… Были сложности в работе над спектаклем? — Были. Я в какой-то момент начал понимать, что ухожу в "агитку". В некий наносной "ура-патриотизм". Понимал, что говорю о вещах, в которых общество нуждается, но это было похоже на очередную говорящую голову из телевизора… Тогда Влад все перечеркнул и начал с чистого листа. Стал пользоваться другими ресурсами и источниками. Начал читать Захара Прилепина, например. Вспомнил про труд Никколо Макиавелли "Государь", в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для "идеального правителя". Из произведений разных философов Влад черпал и находил новые аргументы и тезисы для спектакля, чтобы это не было похоже на пропаганду и нравоучения со сцены. С кем советуетесь, когда сталкиваетесь с творческим кризисом? Очень трудно "вариться" в одиночестве. Особенно, если ты человек творческий. Мыслям нужно давать ход, иначе они, так и не развившись, затухнут в голове. — Я озвучиваю мысли своему коллективу и наблюдаю за их реакцией. Некоторые идеи затухают и не имеют отклика в них, а некоторые, наоборот, меняются и становятся в разы круче. То есть нужно иметь двух-трех человек, которым ты доверяешь в плане творчества. Которые не оскорбят тебя, не скажут, что это ерунда, а деликатно отметят, что эта мысль слишком шаблонная, поверхностная, или, наоборот, слишком глубокая. Если мне нужен совет в плане психологии, то я обращаюсь к жене. Описываю ей ситуацию и порой слышу такие гениальные в своей простоте ответы, до которых я сам бы никогда не дошел. Все-таки мозг мужчины и женщины – это две разные планеты. Не зря говорят, что мужчина – с Марса, а женщина – с Венеры… Было волнение перед премьерой? Странно спрашивать у столь опытного артиста о волнении. Ведь в его жизни был не один десяток премьер. Однако волнение все же присутствует. — Главной проблемой было собрать зал. Дело в том, что люди пока боятся говорить об СВО. Если бы я сделал какую-то легкую комедию – у меня бы был аншлаг. Сейчас я вынужден был делать цену ниже на 40-50 процентов – и даже в этом случае собрать зал было трудно. Но мне это удалось – и я выложился перед ними на 100 процентов. Заставил их улыбнуться, задуматься, погрустить. Испытать "катарсис" - очищение. Кому-то показалось, что я был слишком резким, кто-то осудит. Но равнодушным не остался никто. 15 мая состоялась премьера в столице. Потом спектакль поедет по городам? — В первую очередь мы хотели бы поддержать приграничные территории. По плану 7 июня у нас Белгород, 8-го – Старый Оскол. Рванем сразу туда, пока молодежь не разъехалась после летних экзаменов. Также в проекте был заявлен показ спектакля на вновь присоединенных территориях. Но ребята, отвечающие там за культуру, сказали Владу: "пожалуйста, пока что никаких массовых мероприятий, чтобы не подвести людей – в любой момент может быть прилет". — Если даже мы соберем 200 человек, то об этом будут знать как минимум эти двести. А это очень сильно повышает риск теракта. Я, честно говоря, думал выступать в Донбассе, но мне прямо сказали, что культура – это хорошо, но сейчас нужно победить. Я полностью их поддерживаю: нечего зарабатывать себе очки в трудное время. Тем не менее, Влад как поддерживал людей в ЛДНР, так и поддерживает. Совсем недавно было закуплено перчаток почти на 500 тысяч рублей и на территориях проведены небольшие, районные соревнования по боксу. — Работа ведется. И это не просто "я приеду, погуляю, со всеми сфотографируюсь". Нет, мне это не интересно. Я занимаюсь делом и помогаю ребятам. А мой спектакль "ДВА" больше нужен нам, россиянам. Тем, кто здесь. Людей в ЛДНР, в Мариуполе ни в чем убеждать не нужно – там все убежденные. Они не поймут посыла спектакля – как может быть испуганный патриот и как его можно оправдывать? У них другая парадигма, в которой они живут уже 8 лет… Я считаю если ехать туда, то ехать с песнями. И песни у Влада тоже, к слову, есть. Совсем недавно он презентовал свой сингл "Стена". Нет, к ансамблю "розовые фламинго" он не имеет отношения. Эта песня будет заглавной к моноспектаклю, и именно она отразит ключевой смысл постановки… Музыку и слова к "Стене" написала Светлана Высоцкая, исполняют песню сам Влад Демин и Юлия Ива. — "Стена" — это то, к чему приходит главный герой постановки. Пройдя через все перипетии, сомнения, страхи, он придет к пониманию, что мы – мужчины – должны стать стеной для нашей Родины. Для жен, матерей, детей… Релиз песни уже состоялся на всех цифровых площадках. Послушать ее можно, например, на Яндекс Музыке. И - финальное: 5 советов будущим грантополучателям от Владислава Демина. · Изучить преценденты. Посмотреть, кто и за счет чего выигрывает гранты. Изучить ВСЕ материалы, представленные на сайте фонда. Посмотреть видео с выступлениями Романа Карманова, его заместителей. Многие недооценивают этот важный материал. · Приходить на конкурс не "сырым". Ты должен подаваться с проектом, который уже создан. Либо у тебя есть опыт организации аналогичных инициатив. Должны быть железные доказательства того, что аудитория нуждается в твоем проекте. · "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве", - так говорил великий Станиславский. Работайте для зрителя. Актер – это средство, посредством которого до зрителя нужно донести основные мысли. · Знать все метрики: количество, качество. Обладать маркетинговыми знаниями. Если не обладаем – берем в команду специалистов. Нужно четко понимать – в рынке мы должны существовать по рыночным правилам. К социальному проектированию это тоже относится. Не думайте, что государство за вас продаст спектакль или альбом. Не свешивайте ножки, если вам дали грант. Вас поддерживают исключительно финансами. Остальное – сами. · Вера. Вера в себя. В то, что все получится. Нужно находить людей, которые в вас верят, и уходить от тех, которые не верят. Важно заранее "обложиться" такими товарищами. Даже у самых сильных наступит такой момент, когда эти люди понадобятся.

"Для меня патриотизм – это любовь…"
© Ревизор.ru