Войти в почту

И. о. директора воронежского цирка о первом инклюзивном цирковом фестивале в Сочи: «Мы задаем новую планку»

Расскажите, пожалуйста, почему фестиваль, который сейчас проходит в Сочи, важен? — Для детей важно то, что они должны показать результаты своего труда не только в том окружении, где они находятся на постоянной основе, но и за границами их привычного мира. Здесь у них есть понимание «нужности» и ответственности, потому что этот результат оценивается абсолютно посторонними людьми. Для Росгосцирка это важно с точки зрения социальной истории. Мы привлекаем к цирку, и цирк создает площадки для самовыражения людей с отклонениями. У нас нет границ между обычными людьми и людьми с особенностями по здоровью, тем самым они становятся частью социума. Такие фестивали также воспитывают в какой-то мере общество. Люди с отклонениями не должны вызывать удивление, общество должно привыкнуть к тому, что среди нас они могут находиться и в повседневной жизни, и в цирковой. Чем мы больше что-то прячем, тем мы больше этого боимся. Мы должны уйти от этого страха. Цирк ассоциируется с неким высмеиванием человеческих пороков, а здесь выступают люди с особенностями, но ведь нас учили, что над такими людьми нельзя смеяться. Как выстраивается на фестивале эта грань? — Эта такая пограничная история. Дело в том, что нас учат не смеяться над инвалидностью в городе. А цирк дает возможность смеяться не над человеческой инвалидностью, а над той работой, которую проделал работник цирка. Например, рассмотрим жанр «пантомима». Артисты преодолевают какую-то часть себя и воспринимают реакцию зала не как смех над собой, а как смех над той шуткой, которую артисты дают зрителям. По сути здесь смех идет не над инвалидом, а над результатом его труда. Естественно, результатом любого юмористического артиста в цирке является смех в зале. Но это же не говорит о том, что этот клоун хочет, чтобы над ним всегда смеялись на улице? Эту грань мы прекрасно видим и осознаем. Любой человек приходит в цирк отдохнуть. Это важно понимать. Как вы считаете, все ли удалось в рамках фестиваля? Как, на ваш взгляд, прошло выступление? — Для первого подобного фестиваля все прошло замечательно. Все участники выполнили и поставили полноценные цирковые номера. Кто-то был сильнее, кто-то слабее в силу своих особенностей, но уровень и планка уже заданы. И ниже этой планки опускаться не будем. Я уверен, что будет развитие дальше. Мы задаем новую планку. Этот опыт будет расходиться по регионам. Сейчас идет даже речь о том, чтобы в каждом регионе, где есть стационарный цирк, проводить такого рода мероприятия. Там будет происходить отбор лучших, которые станут принимать участие уже в этом фестивале на всероссийском и международном уровне. Какая была реакция зрителей на фестивале? — Реакция была точно такая же, как и на обычном представлении цирка. Зритель реагировал на то, что его действительно удивляло, ему это нравилось. Зрителя ведь не заставишь просто так взять и из жалости кому-то похлопать? Конечно, нет! Зритель реагировал искренне. Уровень представленных номеров вызывал не просто умиление, а некое уважение за проделанный труд. Почему не было животных в номерах? — На фестивале выступали цирковые студии, и животных там, как правило, не дрессируют. В них больший упор идет на акробатику, воздух, клоунаду, а также пантомимы. С животным нужно постоянно работать, а у руководителя здесь задача не только отрепетировать шоу с ребенком, у которого есть свои особенности. За таким ребенком нужно больше следить. Поэтому времени на животных не совсем достаточно. Мне известно только об одной цирковой студии в Воронеже, где практикуют номера с животными, но животные эти не хищные, а, например, кошечка, собачка, курочка. Как правило, дрессировка животных в детских студиях дается тяжело. Так как дети вырастают и через животное могут пройти несколько десятков разных детишек, а ему нужен один постоянный хозяин. Почему в обществе есть такой стереотип о том, что животных мучают в цирках? — Этот стереотип создают, к сожалению, мелкие частные цирки. Ведь обществу ты не донесешь информацию о том, что частный цирк «Шапито» и Росгосцирк не одно и то же. «Шапито», которое приезжает в село, может вести себя неподобающе по отношению к животным. За счет вот таких недобросовестных прокатчиков и создается стереотип сначала у местного населения, а потом переходит дальше. Но Росгосцирк, который имеет собственные стационары, ставит перед собой задачи не только зарабатывать на животных, но и заботиться о них. Ведь твой труд зависит от того, в каком состоянии находится животное. Оно не должно болеть, его должны проверять и кормить. У него есть свой график жизни. Государственная машина создает лучшие условия для животных в государственных цирках. Простой пример. За одной только лошадью прикрепляется дрессировщик, служащий по уходу и еще один сотрудник. То есть только на одну лошадь выделяется три человека. Также на нее выделяется ветеринар, само собой. В цирке работники и звери друг от друга всегда зависят. Более того, есть постановление правительства о том, как должно содержаться животное в цирках. Над нами огромное количество контролирующих органов, которые смотрят, как содержатся животные. Россельхознадзор только ко мне приходит до четырех раз в год с проверками. Они смотрят, как мы ухаживаем за зверями. Как вы считаете, должны животные в принципе принимать участие в цирковых представлениях? — Для нашего зрителя животное в цирке очень важно в представлениях. Скорее всего, эта потребность сидит внутри где-то. Из поколения в поколение считается, что в цирке должен обязательно быть клоун, акробаты и животные. Не важно какое, но животное должно быть обязательно. Есть у нас такие животные, которых ты даже в зоопарке не увидишь, а только в цирке. Например не во всех зоопарках нашей страны есть слоны. Реакция зала на то, что даже просто вышел слов в манеж, просто невероятная. Как проходит дрессировка животных в российском цирке? — В нашем цирке мы используем только гуманный подход к дрессировке. Ведь животное растет с артистом буквально с рождения и дрессировщик свое животное кормит, моет, приводит в порядок, играет и анализирует его уникальные таланты. Это все долгий процесс. Сначала наблюдение, потом животное к тебе привыкает. Если говорить о дрессировке хищников, то во время представления зрители видят, как хищный зверь может показывать оскал, но это, например, тоже часть шоу, а не естественная реакция животного на раздражитель. Животные понимают, что приходят на работу. Например, есть прекрасный дрессировщик львов Владислав Гончаров. Уровень дрессуры у него настолько высок, что Владислав просто стоит рядом с хищником в манеже, а животное делает все само. При этом он не использует палки, хлысты и прочее. Откуда в цирке берутся животные и почему их нельзя просто выпустить на волю? — В подавляющем большинстве у нас все животные взяты из питомников. Они рождены в неволе, и поэтому это не дикое животное, которое взяли из естественной среды обитания. Это животные, которые рождены в питомнике или цирке. Выпустите такое животное на волю, и оно не сможет самостоятельно жить, так как просто никогда не сталкивалось с естественными природными трудностями. Оно не умеет самостоятельно добывать пищу, защищаться от других животных и так далее. Некоторые цирки выпускали зверей на волю, но они спустя какое-то время просто погибали. Животное, выращенное в неволе, неспособно жить на свободе. Я считаю, что не стоит выпускать зверей из цирка, если оно себя в неволе прекрасно чувствует. Вы, как директор цирка, ответственны за каждое животное и за каждого подчиненного. Как следует поступать, если дрессировщик как-то неподобающе относится к своему животному? — К нему применяется дисциплинарное наказание. Животное может быть изъято, и такого сотрудника отстраняют от работы, далее идут разбирательства и принимается решение, что делать с сотрудником цирка. К счастью, на моей практике таких моментов не возникало. Повторюсь, что животное для артиста цирка является партнером. Они зависимы друг от друга, поэтому уважительное и профессиональное отношение должно быть с двух сторон. Элементарно, у артиста просто не будет работы, если он будет плохо обращаться со своим животным, так как зверь не пойдет на трюк, если будет бояться дрессировщика. Фото из личного архива Сергея Блохина

И. о. директора воронежского цирка о первом инклюзивном цирковом фестивале в Сочи: «Мы задаем новую планку»
© РИА "ФедералПресс"