В Нестеровском музее Уфы открылась выставка Салавата Щербакова
Скульптор Салават Щербаков большинству жителей республики известен как автор памятника командиру 112-й Башкавдивизии Герою России Минигали Шаймуратову на Советской площади в Уфе. Но область его художественных интересов гораздо шире. И убедиться в этом может любой, кто посетит в эти дни выставку скульптуры в Нестеровском музее.
Монументы воинам и святым, бюсты исторических деятелей и полные лиризма и любования красотой чарующего женского тела изваяния. Это - грани творчества народного художника России, академика Российской академии художеств Салавата Щербакова.
Конечно, в залах выставлены станковые скульптуры, а вот с монументальными посетители знакомятся, рассматривая фотографии, развешанные на стенах. Салават Щербаков - автор более 40 памятников, три из которых установлены в самом центре Москвы - князю Владимиру, императору Александру I и митрополиту Гермогену. Он создал 45 стел в "Городах воинской славы", более 10 дизайн-проектов интерьеров, свыше 20 мемориальных досок. Он - автор 10 рельефов, посвященных главным событиям отечественной истории, в главном храме Вооруженных Сил России. В образе одного из защитников Сталинграда он запечатлел своего отца - башкира из Оренбургской области Давлетхажи Ишкильдина.
Осиротевший в шесть лет Давлетхажи попал в детдом, где его назвали Александром. Давлетхажи-Александр воевал, участвовал в битве на Курской дуге, под Сталинградом, был сапером. Его ранило, он лишился глаза. После войны поступил в Московский электротехнический техникум. Работая во Всесоюзном энергетическом институте, познакомился со своей будущей женой Еленой Сергеевной Щербаковой. У них родились сын и дочь, которых назвали по-башкирски - Салаватом и Галией. Но семейная жизнь разладилась, родители развелись, и мальчику дали фамилию матери - Щербаков. У сестры осталась фамилия отца. По линии мамы у Салавата Александровича в роду были художники, педагоги и священники.
Не только искусство интересует мастера, но и педагогика - он профессор, заведует кафедрой в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ученики его боготворят. Хватает у него времени и на спорт - скульптор еще и самбист.
Обо всем этом рассказывается в фильме "Меня зовут Салават", который в режиме нон-стоп демонстрируется на телеэкране в одном из залов музея, а в соседнем зале крутится другой - о том, как создавался памятник генералу Шаймуратову.
Салават Щербаков очень трепетно относится к своим корням. Знает семь поколений предков с отцовской и материнской стороны. Это у него в генах. Когда судьба привела его в Башкирию, о которой он много слышал от отца, художник глубоко погрузился в башкирскую тему. Объездил всю республику, общался с людьми, начал учить башкирский язык и даже говорить на нем.
Теперь Салават Щербаков с гордостью называет себя настоящим башкиром, причем очень молодым. Говорит, что отец передал импульсы, которые в нем "осели" и в какой-то момент помогли понять, откуда у него терпение, упорство, верность делу и при этом отсутствие желания выпячиваться.
- Самая большая моя мечта - создать скульптуру или композицию по эпосу "Урал-батыр", в котором живет душа башкир, - поделился Салават Щербаков. - "Урал-батыр" - эпос мирового значения, о котором должен больше узнать мир. Хочу, чтобы возник монумент, выразивший общий дух, идею, то, чем питается душа из этой народной многовековой культуры.