Влияние китайской культуры на мировое искусство
Влияние китайской культуры на мировое искусство сложно переоценить, интерес к азиатской живописи имеет долгую историю, которая связана с политическими, экономическими и культурными контактами между Азией и Европой.
Юрий Швец, доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал TV BRICS, что одним из первых примеров такого интереса было влияние китайского и японского искусства на европейских художников XVII–XVIII веков, таких как Рембрандт, Ватто, Шарден и другие.
«Они изучали и коллекционировали азиатские гравюры, фарфор, шелк и лаковые изделия, которые поступали в Европу через торговые компании. Это влияние проявлялось в использовании экзотических мотивов, перспективы, цвета и композиции», – отметил эксперт.
Древняя китайская живопись сильно отличалась от европейской. В Европе широко использовались возможности цвета, теней, а в Китае живописцы создавали удивительные картины игрой линий, сообщила Анна Саяпина, кандидат искусствоведения.
«Главное, что отличает китайскую живопись от европейской, – это стремление передать «дух картины» – или, как говорят китайцы, «с помощью формы выразить настроение», – сказала она.
Эксперт добавила, что одним из самых выдающихся художников эпохи Шести династий был Гу Кайчжи (344–406). Он писал светскую живопись, представленную на длинных горизонтальных свитках, разделенных на несколько фрагментов. Среди наиболее известных полотен художника – «Мудрые и добропорядочные женщины», «Фея реки Ло» и «Прославленные женщины древности». Предполагалось, что картину нужно было смотреть на ходу, то есть проходить от ее начала в конец и медленно рассматривать сюжет, изображенный на свитке.
Гу Кайчжи также считается основоположником гохуа (дословно «национальная живопись»). Именно он выдвинул принцип «настроение через форму», смысл которого заключается в том, что хорошая картина – это та картина, которая передает «душу».
«Следующим важным этапом развития живописи в Китае в то время были эпохи Суй, Тан, Пять династий и Сун. В это время происходит формирование основных школ живописи. Среди известных художников можно назвать Чжан Цзыцяня (эпоха Суй), Ли Сысюня, У Даоцзы, Янь Либэня и Фань Куаня», – сказала Анна Саяпина.
В XIX веке интерес к азиатскому искусству возрос с развитием колониализма, империализма и ориентализма. Европейские художники, такие как Делакруа, Гоген, Ван Гог и Матисс, путешествовали по Азии или знакомились с азиатским искусством через музеи и выставки. «Они восхищались простотой, экспрессией, духовностью и эстетикой азиатского искусства, которое отличалось от академических канонов европейского искусства. Они также заимствовали элементы азиатского стиля для своих собственных экспериментов с формой, цветом и светом», – рассказал Юрий Швец.
Из художников XIX–XX веков следует особо выделить Ци Байши (одна из самых известных его картин – «Креветки»), а также художника Сюй Бэйхуна. Он творил по приципам Гу Кайчжи, поэтому люди считают, что лошади на его картине «奔马» выглядят более реалистично, чем настоящие лошади.
В XX веке интерес к азиатскому искусству стал более взаимным и диалогичным. Азиатские художники стали изучать европейские течения, такие как импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и сюрреализм, а также создавать свои собственные оригинальные стили и направления.
«Некоторые из них переехали в Европу или США, где они получили признание и влияние на западное искусство. Среди них можно назвать таких художников, как Цзэн Фаньчжи (Китай), Анис Капур (Индия) и другие», – упомянул эксперт.
Юрий Швец выдел двух знаковых современных художников:
– Лю Е занимается живописью, инсталляциями и видеоартом. Его работы отражают его интерес к психологии, мистике и метафизике, а также к экологическим и социальным проблемам. Они часто содержат символы и образы из китайской мифологии, буддизма и даосизма.
– Лю Сяодун работает в жанре концептуального искусства и создает свои работы из необычных материалов, таких как песок, лед, огонь или стекло. Его творения представляют собой сложные композиции, которые играют с пространством, временем и светом.
Анна Саяпина также отметила двух ярких китайских представителей гиперреализма – Лэн Цзюня и Ань Цзина.
В XXI веке интерес к азиатскому искусству продолжает расти с учетом глобализации, миграции и мультикультурализма. Азиатские художники становятся все более видимыми и значимыми на мировой арт-сцене. Они участвуют в международных выставках, биеннале и триеннале и привлекают внимание коллекционеров, кураторов и критиков.
Фото: istockphoto.com