Войти в почту

Почему стоит увидеть постановку «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Вампилова в Комиссаржевке

На сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской идет спектакль «Двадцать минут с ангелом» — дилогия по «Провинциальным анекдотам» Александра Вампилова — притча о России и русском народе. Рассказываем, почему стоит посетить постановку одного из самых ярких драматургов русской литературы.

Почему стоит увидеть постановку «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Вампилова в Комиссаржевке
© Слово и Дело

Премьера постановки «Двадцать минут с ангелом» состоялась в июле 2021 года, однако до сих пор собирает полные залы. Все дело в магии Александра Вампилова, которую раскрыл главный режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов. «Двадцать минут с ангелом» — абсолютно гоголевская история, перенесенная в эпоху 1960-х, вглубь русской тайги. Характеры и переживания героев, вне зависимости от эпохи, остаются прежними. Вампилов, как и Гоголь — создавал канонические драматургические произведения, которые во многом остаются неразгаданными. И потому всегда будут пользоваться интересом зрителей. В основе постановки лежит знаменитая пьеса Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты». Она включает в себя две истории, и каждая публиковалась самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем». Именно вокруг загадочного метранпажа и разворачиваются события. Режиссер умело работает с пространством. На сцене — ели непроходимой тайги где-то рядом с озером Байкал, и там же, посреди леса — гостиница с созвучным названием «Тайга». Режиссер мгновенно переносит зрителя в середину 1960-х. Все атрибуты эпохи на месте: и приемник, и гостиница с правилом «после 23:00 — никаких гостей», и наряды героев, и романтичные стихи поэтов-шестидесятников. Администратор гостиницы напуган, что оскорбил, возможно, большого человека. Он приехал в глубь Иркутской тайги из самой Москвы. Он представился «метранпажем» — наверняка человек из министерства! Администратор гостиницы отчаянно пытается выяснить глубину своего положения, ему категорически необходимо выяснить, кто же такой метранпаж. По телефону он ставит на уши всех, но это — шестидесятые. Интернета под рукой нет, а значит выяснить значение слова «метранпаж» сразу не удастся. Такая гоголевская завязка провоцирует целый каскад гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета и в конце — глубокое размышление маленького человека, возомнившего себя большой шишкой и испугавшегося самого себя. Все действие сопровождается совершенно сюрреалистическими эпизодами, которые отрывают зрителя от реальности и помогают проникнуться атмосферой общего абсурда. Режиссер Леонид Алимов подчеркивает: «Двадцать минут с ангелом» — это притча, которая разворачивается в советской гостинице «Тайга» под Иркутском. Эта гостиница и эти герои — и есть вся Россия. «Мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами — в этом и есть вневременная данность российской действительности». Обрывается эта действительность абсурдно забавно — впрочем, как и многое в нашей жизни. Неслучайно Вампилов использовал именно слово «анекдот», которое тут трактуется в двух значениях: старинном пушкинском (экстраординарный, невыдуманный случай) и в современном (небольшая выдуманная история с парадоксальной концовкой). Пьеса «Двадцать минут с ангелом» — это жизненный анекдот, и не важно, когда он происходит — в девятнадцатом, двадцатом ли веке, или сейчас.