Войти в почту

Уральский театр показал в Воронеже сказки в стиле этно и стимпанк

Гастроли Екатеринбургского театра кукол завершились в столице Черноземья. Воронежцы увидели три разноплановых спектакля в необычной стилистике. Фольклорный "Колобок", стимпанковская "Art-механика" и оформленный в традициях итальянского площадного театра "Пиноккио" заставили публику по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Уральский театр показал в Воронеже сказки в стиле этно и стимпанк
© Российская Газета

Так, в русской сказке режиссер Евгений Сивко сделал акцент не на приключениях находчивого героя, а на их связи с мифологией. Рассказчиками выступают Мать-Земля, Красно Солнышко и Ясный Месяц, подыгрывая себе на народных инструментах. В финале Колобок возносится на небо в качестве еще одного светила.

Музыку к спектаклю писали сразу три композитора: Оксана Боднар (она работает в спектакле и как актриса), Лариса Паутова и Кирилл Лихин.

- Старались опираться на уральский фольклор, но добавили и южные нотки. Стояла задача придать каждому персонажу свою окраску. Бабушку с дедушкой "озвучивает" двойной пищик, Мать-Земля выходит с гуслями, Месяц играет на окарине. У нас используются кугиклы и панфлейта, даже дудук был, только до Воронежа не доехал. Деревянные духовые могут капризничать при колебаниях температуры и влажности. Самый сложный в этом плане инструмент у нас двойной пищик. В нем две отдельные трубки, которые должны давать гармоничный интервал, но чтобы этого добиться, приходится поколдовать при настройке, - отметила Оксана Боднар.

"Art-механику" постановщики (они же актеры) Татьяна Жвакина и Валерий Бахарев построили как калейдоскоп концертных номеров, в которых используется и живой план, и штоковые куклы, и марионетки, и театр теней. Ребенка происходящее удивляет и развлекает, во взрослом - будит культурные ассоциации. Пигмалион и Галатея, Чаплин и бабочка, "Машина времени" и "Пятый элемент" - образы загораются и гаснут, не соединяясь в единое целое.

- Мы исходили из того, что у современных школьников клиповое сознание. Дети мыслят картинками, и мы не хотели прятать от них куда-то глубоко философское содержание спектакля, призналась Татьяна Жвакина. - Тут все в принципе на поверхности: одинокий Механик (или Профессор) в муках творчества создает совершенную машину - робота, который рассказывает разные истории и превращается в женщину. Изначально Механик в нашем спектакле замкнутый, нервный, а робот - эмоциональный, открытый. И он показывает, сколько всего интересного происходит на разных этапах жизни, как важно смотреть вокруг и не замыкаться в гаджетах. В итоге у нашего героя появляется близкий человек, у мужчины - женщина, и мир преображается.

Наконец, "Пиноккио" (коллаборация уральских кукольников с Zachets Teatro из Флоренции) напомнил о том, что сказки и детский театр - это не только веселье и счастливый конец, но и серьезный разговор о становлении и предназначении человека. Режиссер Луана Граменья и художник Франческо Дживоне поставили этот визуально сдержанный, местами мрачноватый спектакль десять лет назад, получили массу лестных отзывов критики - и их работа до сих пор пользуется успехом у взыскательного зрителя.

Показы в Воронеже прошли в рамках проекта "Большие гастроли" при поддержке минкультуры РФ.