«Фауст» в Театре им. Маяковского: «Эта история наделала в свое время много шума»
Кто крутит колесо нашей жизни? Сколько на нем шипов и как долго еще будут идти без остановки стрелки на наших часах? О непростом механизме внутри человека – о вечной борьбе добра и зла в Театре им. В.Маяковского премьера спектакля «Фауст» в постановке Веры Камышниковой.
Главная особенность режиссера – философская интерпретация литературных произведений. Достаточно вспомнить ее «Шествие» о жизни, смерти и любви в Студии театрального искусства. Автор постановки вновь бережно относится к тексту, так что зритель может расслышать каждое слово и насладиться поэтикой произведений, которые легли в основу «Фауста». Как бисер нанизывают на нить, так же и она накладывает действие постепенно, шаг за шагом. Сначала больше монологов, лишь изредка разбавляемых звуками птиц, леса, насекомых, издаваемых артистами. А к финалу – и танцы, и более оживленные и сложные мизансцены появляются.
В основе постановки – рассказ Тургенева. Девять писем и все без ответа. И непонятно, то ли это было на самом деле, то ли герои все себе придумали. Но они настолько увлекаются романом Гете, что уже трудно отличить, где реальность, а где фантазии. Как подавить в себе запретные желания и нужно ли это делать? К чему приводят ограничения, накладываемые родителями, и что будет, если их нарушить? Механизм спектакля раскручивается силой воображения и с помощью декораций, которые придумал Эмиль Капелюш. Они неукоснительно напоминают нам, что часы тикают, время идет, колесо крутится, но когда-нибудь будет конец.
«Сила воображения – движущая пружина обоих «Фаустов», и тургеневского, и оригинала Гете. И в этом я вижу возможность театрального языка. Воображение, с одной стороны, азартно движет человеческим развитием и восприятием мира, с другой, – легко вкручивает нас в излишнюю рефлексию и, как следствие, депрессию. Неспособность человека обуздать свои фантазии по поводу чего бы то ни было, преодолеть разрушительную силу воображения и есть зона вибрации нашего спектакля. Мефистофель – не абстрактный чертик с рогами и копытами, а вполне конкретная часть тебя самого, которая может взбунтоваться, спрыгнуть с колес и унести в запредельные выси», – отметила режиссер Вера Камышникова.
«Фауст» в Театре Маяковского – это «психологический концерт».
Образы Тургенева сливаются с персонажами Гретхен, Фауста и Мефистофеля. Здесь есть место мистике, какой-то невероятно красивой и одновременно нервной пластике (хореограф – Сергей Тонышев). С развитием действия герои спектакля уже общаются не только словами, но больше танцами и движениями. Весь их внутренний мир настолько вскипает, что, кажется, вот-вот взорвется лавиной и выплеснет наружу и страсть, и боль, круша окончательно решетки нравственности.
«Безусловно, приятно разморозить какую-нибудь душу», – говорит главный герой. Но если что-то в этом механизме срывается с колес и уносит человека в зону неведомых мыслей и эмоций, душе грозит трагический финал. И есть ли шанс спастись, если однажды сбился с пути? Пойти дальше или повернуть обратно, на проторенную дорожку? Вопросов после просмотра постановки много. Ответы можно искать всю жизнь и, даже если они будут на поверхности, не каждому под силу найти их.
Тургенев написал эту повесть в 1856 году. Говорят, он очень любил «Фауста» Гете, первую часть которого знал практически наизусть. Он пытался понять и проанализировать влияние немецкого произведения на русскую душу.