Критская лира и премьера на музыку Стравинского. Как Дягилевский фестиваль отметит 20-летие

Дягилевский фестиваль в 2023 году с 23 июня по 2 июля представит оперные премьеры, серию экспериментальных пластических и театральных перформансов. Для всех жителей и гостей города в течение всего фестиваля будет работать фестивальный клуб. Для студентов творческих вузов будет подготовлена образовательная программа.

Критская лира и премьера на музыку Стравинского. Как Дягилевский фестиваль отметит 20-летие
© Российская Газета

Фестиваль был основан в 2003 году в городе, где провел детство популяризатор российской культуры импресарио начала ХХ века Сергей Дягилев. На сегодняшний день фестиваль стал одним из крупнейших музыкальных форумов в России, который исследует различные формы творческого поиска на стыке жанров и стилей. Художественный руководитель - Теодор Курентзис.

В этом году фестиваль стал одним из флагманских событий празднования 300-летия Перми.

Среди главных событий фестиваля - премьера постановки на музыку Игоря Стравинского "Персефона" и Симфония псалмов". Это масштабное действо, в котором объединяются пение и декламация, танец и пантомима, видеоинсталляции и перформативные практики. Музыкальный руководитель и дирижер постановки - Теодор Курентзис, режиссер - автор премьеры прошлогоднего фестиваля De temporum fine comoedia Анна Гусева, за пластическое решение отвечает хореограф Анастасия Пешкова. Вторая премьера Дягилевского фестиваля этого года - оратория Георга Фридриха Генделя "Триумф Времени и Разочарования". Это - неистовое, полное живой энергии, виртуозное и предельно требовательное к исполнителям сочинение. Новую постановку оратории - в режиссерской версии Елизаветы Мороз - представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением одного из ведущих российских специалистов по старинной музыке Дмитрия Синьковского.

Не обошли стороной жанр перформанса. На фестивале будут представлены аудиоспектакль-променад "Персефона. До" (режиссер Евгений Маленчев и драматург Екатерина Августеняк), основанный на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского, а также "В память о Прометее" (композитор Панайотис Велианитис и ведущая актриса театра "Аттис" в Дельфах София Хилл). Амбассадор татарского современного танца Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов создадут кросс-жанровый перформанс Dardemand на стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки, исследуя связь своего народа с родным языком, а шире - с историей и мифом.

Столь же разнообразной стилистически будет концертная программа фестиваля. Серию концертов даст греческий инструменталист и композитор Йоргос Калудис, который исследует возможности игры на критской лире, одном из самых древних музыкальных инструментов. В частной филармонии "Триумф" выступит ансамбль этнической музыки из Египта Mazaher.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) ищет новые тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов. Здесь и латиноамериканскрие ритмы с музыкой Вивальди, пространственная композиция с киномузыкой Олега Каравайчука и другое. Оркестр MusicAeterna представит симфонические полотна Чайковского на открытии фестиваля и увертюры из опер Рихарда Вагнера. На "Барокко-гала" (24 июня) оркестр La Voce Strumentale и Дмитрий Синьковский представят два главных достижения итальянской ветви высокого барокко: оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.

Традиционные концерты на рассвете пройдут в Пермской художественной галерее, а завершится фестиваль концертом альтернативной музыки, который представит разные направления актуальной клубной сцены: постпанк в исполнении петербургского дуэта "ДК Посторонних", нуар-электропоп от москвичей Love Object и психоделический дрим-поп пермской группы Half Moon Glass.

Организатор фестиваля - Дягилевский фонд поддержки культурных инициатив при поддержке Министерства культуры Пермского края.