Михаил Шемякин. Его называют русским Пикассо.
Линия жизни Михаила Михайловича складывалась причудливо. Он родился в Москве 4 мая 1943 года, но всегда утверждал, что происходит из древнего кабардинского рода Кардановых. Отец художника Михаил Петрович Шемякин был "сыном полка", точно Ваня Солнцев из повести Катаева. В полку Михаил Шемякин-старший оказался после того, как его отца, белогвардейца Шемякина, расстреляли. Тем не менее, он всю жизнь носил фамилию приемного отца и передал ее своим потомкам. Вместе с легендой о кабардинских корнях. Возможно, это сказалось на том факте, что художник Михаил Шемякин в числе своих несчетных почетных званий имеет и такое: Народный художник Кабардино-Балкарии. По материнской линии деятель искусства тоже "из бывших" и из художественной среды: его мать – актриса, урожденная Юлия Предтеченская, дочь царского морского офицера и артистка Театра комедии имени Н. П. Акимова. Юлия Николаевна оставила этот мир в 1999 году, живя в США в Клавераке в имении сына. Она оставила воспоминания. К слову, написанием мемуаров сейчас занят и юбиляр. В "Редакции Елены Шубиной" по осени выйдет в свет том книги Шемякина "Моя жизнь: до изгнания". В преддверии круглой даты портал "Сноб" опубликовал несколько глав, посвященных учебе будущей мировой величины в художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Михаил Шемякин с отцом-военнослужащим после Великой Отечественной войны долго жил в Дрездене (территория тогдашней ГДР). Только в 1957 году семья приехала в Советский Союз – но не в Москву, а в Ленинград. Михаилу тогда было 14 лет. В том же году отрок поступил в указанное учебное заведение – откуда его отчислят в 1961 году по довольно туманным, с сегодняшней точки зрения, причинам из области "несоответствия магистральным направлениям искусства". Поэтому Михаил Шемякин испытал на себе множество простых рабочих специальностей. Еще учась в СХШ, он подрабатывал почтальоном и вахтёром. Затем пять лет работал такелажником в Эрмитаже и даже хотел уйти в церковь и два года состоял послушником в Псково-Печерском монастыре. Как рассказывал художник в одном из телевизионных интервью, с "советской" православной церковью у него отношения тоже не сложились… Но вот на его искусстве посвященность религии сказалась. Вместе с философом Владимиром Ивановым Шемякин разработал теорию метафизического синтетизма. То был поиск новых форм иконописи на базе религиозного изобразительного искусства в разных странах и в разные века. Молодой Михаил Шемякин. Фото: Анастасия Федоренко / Википедия В 1962 году в помещении редакции ленинградского литературного журнала "Звезда" прошла первая персональная выставка работ Михаила Шемякина. У него были некоторые достижения по части реализации в социалистическом обществе. Например, он мог бы состояться как театральный художник. Михаил Шемякин создал сценическое оформление оперы Дмитрия Шостаковича "Нос" в Ленинградской консерватории. Но "несоответствие" продолжалось и ширилось… В 1967 году Шемякин выступил инициатором создания группы неформальных художников "Петербург", куда также изначально входили Вал. Кравченко, Владимир Уфлянд, Владимир Овчинников, и Олег Лягачев. Группа была чистым андеграундом, что выяснилось еще до ее официального формирования и написания Манифеста объединения. В 1964 году эта пятёрка организовала в Эрмитаже экспозицию "Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа", которую быстро арестовали, а директора музея, допустившего это, сняли с должности. В группу со временем влились также Евгений Есауленко, Анатолий Васильев, Владимир Макаренко, Ан. Путилин и Андрей Геннадиев. А также Владимир Иванов, соавтор трактата о "Метафизическом синтетизме". Многие члены группы "Петербург" также потом уехали из Страны Советов, так как реализоваться на ее территории им было решительно невозможно. Некоторые работы Шемякина выставлялись за рубежом. В 1971 году иллюстрации к сборнику "Классическая испанская эпиграмма" получили медаль на конкурсе книги в Венеции. Кто знает – возможно, это стало последней каплей… Но в целом гонений на него сыпалось куда больше, чем почестей. Имели место аресты выставок, конфискации полотен и даже принудительное психиатрическое лечение. В том же 1971 году Михаил Михайлович эмигрировал из СССР; честнее сказать, что эмиграция была высылкой. Его даже лишили советского гражданства. Позднее экспериментатор говорил, что больше, по его мнению, его преследовали не известные органы, а Союз художников СССР. Фото: 7iskusstv.com Сперва Шемякин перебрался во Францию (это позже он "осел" в США и получил там гражданство). Там окрепла его дружба с Владимиром Высоцким . Поэт посвятил художнику, точнее, его работам из цикла "Чрево Парижа" (тот самый рынок, описанный Эмилем Золя), одно из самых сложных своих стихотворений "Тушеноши", никогда не исполнявшееся как песня: И кто вы суть? Безликие кликуши? Куда грядете — в Мекку ли, в Мессины? Модели ли влачите к Монпарнасу? Кровавы ваши спины, словно туши, И туши — как ободранные спины,- И ребра в ребра — и нету спасу. Ударил ток, скотину оглоуша, Обмякла плоть на плоскости картины И тяжко пала мяснику на плечи. На ум, на кисть творцу попала туша – И дюжие согбенные детины, Вершащие дела нечеловечьи. В силу дружбы с Высоцким можно говорить, что Шемякин и в изгнании не терял связей с российской культурой. Но культура эта была тоже "неофициальной". Только спустя 20 лет его работы снова вернулись на родину. Причем Шемякин сперва "вернулся" в качестве скульптора. В северной столице, ставшей его второй малой родиной, в течение девяностых-"нулевых" годов были установлены три изваяния работы Михаила Шемякина. Это, прежде всего, памятник Петру I в Петропавловской крепости, который показывают всем туристам и экскурсантам, и который неизменно вызывает у них бурные споры; и мемориалы "Жертвам политических репрессий" напротив тюрьмы "Кресты" и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Кстати, надгробный памятник первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку тоже сделал Шемякин. В Москве же его скульптурная композиция "Дети – жертвы пороков взрослых" была установлена на Болотной площади и также породила дискуссии. Но сейчас уже произведения Шемякина доступны в музеях России и СНГ наряду с галереями Франции, США и всего света. Руководитель нью-йоркского музея изобразительных искусств Метрополитен Томас Ховинг считает, что Шемякин – один из уникальнейших и интереснейших художников современности, и что дар его настолько многогранен, что его нельзя уместить на какую-то "полочку". "У Шемякина настолько широкий диапазон, что его можно сравнить только с Пикассо по глубине и масштабности", - приводит "РГ" отзыв американского искусствоведа. Петр I. Фото: telegra.ph В 2002 году в Санкт-Петербурге создан Фонд художника Михаила Шемякина, в дальнейшем переименованный в Центр художника Михаила Шемякина. На базе этого выставочного пространства осуществляются культурные, выставочные, научные и социальные акции: здесь проходят не только выставки, но и лекции, конференции, кинопоказы, конкурсы работ российских и зарубежных художников. В Центре Михаила Шемякина. Фото: mihfond.ru Минувшим летом в Центре Михаила Шемякина действовала выставка "Видение капель", составленная из его рисунков из серии "Капли". Мне удалось ее посетить. Во вступительном слове говорилось, что идея серии родилась из того, что художник обводил упавшие на плоскость капли воды и поражался фантазии природы. Посетители выставки поражались уже воображению художника и безграничности мельчайших форм, в которые он закладывал внятные смыслы. В представлении выставки говорится на языке искусствоведов: "…это погружение в пространство образов, созданных художником из форм капель воды. Сохраняя причудливую произвольную форму, созданную природой, художник наполняет ее цветом и смыслом, представляя в красочных зарисовках целую плеяду сказочных и карнавальных персонажей, шаржей на друзей и знакомых, среди которых и известные лица, и ироничные сюжеты. Своеобразным проводником в мире ускользающих образов является такой же озорной и непосредственный Трикстер – архетип не доброго и не злого обманщика, часто встречающийся в мифологии и искусстве". Фото из личного архива Е. Сафроновой Сегодня Михаил Шемякин служит не одному лишь изобразительному искусству. Так, в 2001 году он поставил "Щелкунчика" в Мариинском театре и несколько балетов для других трупп, основал в США Институт философии и психологии творчества, организовывал театрализованные шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В юбилейный день Михаила Шемякина "РГ" опубликовала интервью , которое взял Владимир Снегирев. По манере общения понятно, что интервьюер и его "фигурант" давно и прочно знакомы. В интервью Шемякин анонсировал предстоящую выставку в Третьяковской галерее "Лестница". По словам художника, она будет посвящена тем научным исследованиям, которым он посвятил почти шестьдесят лет. Также он признался, что проведет свой день рождения скромно, без празднеств и застолий. Сегодня, 5 мая, платформа "Смотрим" привела цитату Михаила Шемякина из сюжета на канале "Культура" о покинутой, но не оставленной полностью родине: "В России есть характерность, понимаете? Она есть внутри, есть глубинка настолько талантливая, что если обратить внимание на это и начинать это поддерживать, вы понимаете. Это можно одержать колоссальную победу на фронте искусства. И это очень важно на сегодняшний день. Сегодня вы знаете, там, санкции, сегодня, так сказать, отношение к русским совершенно безобразно и к русской интеллигенции тем более, оборваны все культурные связи". По мнению авторов передачи, Шемякин говорил о той душевной боли, которую порождают у него попытки Запада отменить российскую культуру, вызванные политическими причинами. Михаил Шемякин готов заново строить культурные мосты.