Василий Бочкарёв: «Театр Джигарханяна – очень дорогое для меня место»
Народный артист РФ, дважды лауреат Государственной премии России Василий Бочкарёв полюбился зрителям по фильмам «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Уникум», «Такая короткая долгая жизнь», «Безумный день инженера Баркасова». Актёр рассказал «ЗКЗ» о любимых местах на юго-западе Москвы и окунулся в прошлое, когда театр «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна» Театра сатиры носил ещё старое название.
«МАСТЕР НАЗЫВАЛ МЕНЯ «СЫНА»
– Василий Иванович, так какие же места дороги вам?
– Юго-запад для меня в первую очередь связан с Джигарханяном и его театром на Ломоносовском проспекте, 17. Он ещё недавно назывался Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. Мы там и репетировали, играли антрепризу «Любовь и кролики». Джигарханян был человеком кавказским, со взрывным характером. Но о наших с ним взаимоотношениях у меня остались тёплые воспоминания.
– Как вам игралось?
– Замечательно. В театре у Джигарханяна была чудесная атмосфера. С «Любовью и кроликами» мы объездили 50 российских городов и множество стран. Армен Борисович относился ко мне доброжелательно. Хотя иногда говорил: «Сына, не могу понять, почему ты так играешь эту мизансцену. Но я на тебя не сержусь».
– Джигарханян вас называл «сына»?
– Ну да – «сына»! А я отвечал: «А чё не усыновишь?» Могу сказать, что мы с Джигарханяном были в одной стае.
– А какие у вас были впечатления от самого театра?
– У Джигарханяна театр жил. Есть такие понятия, как «служение театру», «человек театра». Вот он был человек театра, объёмный такой. Режиссёр, актёр – это всё ерунда, главное, что он был человеком театра. Я у него очень многому научился. У него была невероятная сила присутствия на сцене, сила присутствия в кадре, его умение перевоплотиться в героя.
– Джигарханян преподал вам жизненные уроки?
– В нём была одна потрясающая черта – он не был тщеславным. Он очень уважал зрителя. Помню, ехали мы с ним в поезде, к нему приходили постоянно люди, один за другим, – можно просто сдуреть от такой популярности. Каждые 5 минут стучали в купе: «Дайте, пожалуйста, автограф». Ну хоть бы раз отказал. Уставший, не уставший – неважно.
– С какими ещё местами в ЮЗАО связана ваша работа?
– Киноклуб «Эльдар» – там не раз проходил фестиваль отечественного кино «Московская премьера».
«С БЫСТРИЦКОЙ БЫЛО НЕПРОСТО»
– Почти 45 лет вы служите в Малом театре. Там вы играли с ещё одной легендой, Элиной Быстрицкой. Какие остались воспоминания о ней?
– С Элиной Авраамовной я работал в Малом театре дважды. Первый спектакль – «Фома Гордеев» по роману Горького, когда я с ней встретился в 1980 году. Вторая постановка – «Любовный круг» по Моэму. Ну что я могу сказать о работе с Быстрицкой? Было непросто, она была партнёром особенным. Как красивая женщина, как звезда, как человек с характером. Мне было под 40, с Быстрицкой надо было найти общий язык, контакт. А я узнал, что её любимые цветы – ландыши. И на одной репетиции, когда мы были на сцене, я преподнёс ей ландыши. И она на одно мгновение сбросила свою маску, я увидел её восхищённые глаза.
– Василий Иванович, расскажите о премьере, связанной с вашим 80-летием, которое вы отметили в ноябре прошлого года.
– Вышла постановка «Собачье сердце» по Булгакову, где я сыграл профессора Преображенского. По сей день нахожусь в поисках образа, которого гениально играл в своё время Евстигнеев. Актуальность произведения на века. Те вопросы, которые Булгаков поднимает, вечные. Не касайтесь того, чего не надо касаться, не надо прерывать эволюционный процесс, не надо насиловать природу. Не надо изобретать то, чего не надо изобретать. Короче говоря, любой эксперимент, который происходит с человеком и над человеком, всегда очень опасен, если идёт поперёк природы. И конечно, это произведение о том, что препятствия нужно преодолевать с достоинством, как профессор Преображенский.
– А какое препятствие было самым тяжёлым в вашей жизни?
– Пьянство. На моей памяти очень много людей погибло от алкоголизма, вообще русский человек к этому имеет тягу. К сожалению, этой проблемы долго не осознаёшь. Алкоголь мешает полноценно ощущать жизнь, вот в чём главная беда. Бог дал мне силы пройти этот этап и выйти на другой, я благодарю Господа за это. И конечно, жену. Именно благодаря люде я смог эту беду преодолеть. Очень благодарен своей любимой. Я считаю, что только венчаная жена – настоящая. Та, которая родила ребёнка.
Фото: кадр из фильма «Полевая гвардия Мозжухина»/пресс-служба киноконцерна «Мосфильм»
ДОСЬЕ
Василий Бочкарёв родился 22 ноября 1942 года в Иркутске.
В 1964 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Преподаёт здесь с 2003 года. Профессор.
В кино снимается с 1970 года.
С 1979-го – артист Государственного академического Малого театра России.
Жена – актриса «Электротеатра Станиславский» Людмила Розанова.