Войти в почту

В Центре Вознесенского открылась выставка визуальных работ к 90-летию поэта

В Центре Вознесенского к 90-летию поэта показывают выставку "Вознесенский. ЕЩЕ".

В Центре Вознесенского открылась выставка визуальных работ к 90-летию поэта
© Российская Газета

Особняк на Ордынке давно стал модным местом среди молодежи и художников. Вот и в день открытия здесь сложилась атмосфера легкости и непринужденного общения, а залы заполнила молодая светская публика. Андрею Вознесенскому бы понравилось. Звенели бокалы, сквозь гремевшую на входе музыку шуршали разговоры, Зоя Богуславская - муза поэта - хвалила кураторов.

Отметить круглую дату Андрея Андреевича на этот раз решили необычно. Обратились не к текстам, а к визуальному контенту, как сегодня принято говорить. Перед нами не поэт, а художник, работающий в стиле поп-арта. В экспозиции представлены работы, которые до этого не были показаны широкой публике: реконструкции художественных инсталляций Вознесенского, а также редкие документы и экспонаты из личного архива поэта и его жены. Но и совсем без текстов тоже не обошлось - здесь можно увидеть уникальные видеомы, то есть визуальные поэтические работы, созданные автором в 1990-е годы.

"Вознесенский смотрит на современное искусство несколько извне, оставаясь для его нарратива внешней фигурой, любителем. В этой парадоксальности кроется подлинный дендизм Вознесенского, в котором изысканность переплетается с умышленным непрофессионализмом", - считает один из кураторов выставки Иван Ярыгин.

Интерес молодежи к выставке неудивителен. Вознесенский̆ разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре, работа с медиа, обращение к культурным героям современности, он стремился к эмблематичности в своих работах. Поэтому они и сегодня выглядят современно и порой вполне могут эпатировать публику. Как, например, его работа "Яичница", на которой желтки напоминают золотые луковицы храма, а растекшийся белок образует саму церковь. Неспроста она расположена на экспозиции по соседству с эскизами к работе "Пасхальная инсталляция". Они были созданы к проекту "Россия Воскресе": в Брюсовом переулке возвели передвижную сцену с установленным за ней гигантским пасхальным яйцом. Акция была поставлена режиссером Вячеславом Спесивцевым, чей театр разыграл пасхальную постановку на стихи Андрея Вознесенского.

Здесь же - любопытный, но, увы, неосуществленный проект инсталляции парящего передвижного сооружения "Поэтарх" для Парижской выставки. Разглядывая его, в голове то и дело крутится мысль, что и выдумывать нынешним художникам ничего уже не нужно, за них все сделал Вознесенский, осталось только доработать. По задумке Андрея Андреевича этот монумент мог бы передвигаться из страны в страну, символизируя мирное единство человеческой культуры, языка…

Большая же часть экспозиции посвящена визуальной поэзии Вознесенского. Эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта представлены впервые. "Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична, - говорил Андрей Вознесенский. - Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму "Мастера", стихотворение "Я - Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта".

Помимо упомянутого в цитате Маяковского на выставке можно разглядывать засушенных насекомых в работе "Осы Осипа", посвященной Мандельштаму, разгадывать видеому "Век Пастернака - рана" и вглядываться в глубину черного цилиндра в работе "Оскар Уайлд". А также прослеживать путь художника - сотни листов, исписанных в попытках найти идеальный образ, макеты верстки, графика, а также акварели 50-х годов и эскизы к утерянным видеомам также нашли свое местов в Центре Вознесенского.

В одном из залов мы видим небольшую фотографию, сделанную в литографской мастерской Нью-Йорка в 1978 году, на которой запечатлены Андрей Вознесенский с художником, представителем концептуального искусства и поп-арта Робертом Раушенбергом. Следом - шесть работ, созданных ими совместно. Собственно, это и есть тот момент, когда Вознесенский и увлекся визуальной историей, которую кураторы юбилейного смотра "Вознесенский. ЕЩЕ" - Дмитрий Хворостов, Кирилл Маевский, Иван Ярыгин и Дмитрий Безуглов - и показывают гостям особняка на Ордынке.