Жители села Большое Поле мечтают о возрождении уникального храма
Апрель — время субботников. Прошёл такой и в селе Большое Поле. Собравшиеся жители села и волонтёры разбирали завалы и расчищали территорию вокруг старинного деревянного храма. Работа спорилась. Дружными усилиями собрали и унесли старые ветки, упавшие деревья, хлам, мусор. И очищенное пространство теперь словно улыбается: посмотрите, как хорошо. Большое Поле, да малое село Большое Поле располагается на расстоянии 134 км по прямой от центра региона. Воскресенский округ, далекое Заветлужье. Село это и в лучшие времена не было большим, человек от силы 200 – 230, а сейчас жителей и вовсе меньше 100 человек. Половина — пенсионеры.Селом Большое Поле стало называться, как это принято, с открытием здесь церкви в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. Это произошло в конце XIX века. Ещё в 1895 году Большое Поле считалось деревней. Об этом свидетельствуют архивные документы. Считается, что построена церковь в 1896 году на средства местных жителей. Место для будущего храма выбрали на сходе. Старожилы вспоминают, что церковь построил крестьянин Николай Чесноков. Будто бы приехал он из Яранского уезда Починка Николаевского. Несмотря на молодость — а лет ему было 28 – 30 от роду, — на его счету это третья церковь — такая же стоит в Роженцове Шарангского округа. Правда, церковь оказалась и последней — сам строитель разбился, упав с колокольни. Об этом даже написал «Нижегородский биржевой листок». По приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области церковь Зосимы и Савватия в 2000 году отнесена к объектам историко-культурного наследия. Назвали «Безбожник» Первыми поселенцами края считаются марийцы, появившиеся там в XVII-XVIII веках. Веком позже стали селиться и русские семьи. Поскольку марийцы считали священными деревья и рощи, а не строения, защитить храм во времена воинствующего атеизма оказалось особо некому. При советской власти церковь Зосимы и Савватия закрыли первой в Воскресенском районе. «Трудящиеся Большого Поля на основе массовой работы среди населения достигли хороших результатов и в борьбе с религией. По воле и желанию масс они первые в районе закрыли церковь, на которой уже веет красный стяг, и приступили к переоборудованию её под Дом культуры», — бодро рапортовала в 1931 году газета «Голос колхозника». Фотографии тех лет свидетельствуют: на маковке храма нет креста, вместо креста весело позирует тот, кто его поверг на землю. Объединённому Большепольскому колхозу выбрали говорящее название: «Безбожник». Старожилы рассказывали, что разоряли храм приезжие. Те, кто сбрасывал кресты, собирал и уничтожал иконы, кончили свою жизнь очень плохо. Кстати, о подобных судьбах рассказывают нередко в дальних сёлах и деревнях. Местные же жители и тогда, и в более поздние годы были против разрушения. Новое время, новые стены Однако время и людское безразличие делают своё дело. Сегодня деревянный храм находится в плачевном состоянии. Провалились крыши, местами обрушены конструкции, досками забиты оконные проёмы. В 2015 году, по инициативе одной из бывших жительниц, началось строительство часовни вблизи храма. Сегодня это новое церковное здание в нескольких шагах от старинного строения, храм-часовня. Стройка шла в 2015 – 2016 годах. Примечательно, что молебны и панихиды проводятся в этом небольшом храме уже с 2016 года. Строительство ещё не было завершено, а люди собирались на службы из самых далёких мест таёжного Заветлужья — не только Большого Поля, но и Большой и Малой Юронги, Изъянки, Кузнеца. В 2017 году часовню освятили. Служит здесь настоятель храма в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана села Глухово иерей Алексий Белоусов. Он и стал инициатором прошедшего субботника. Отец Алексий болеет за местные храмы душой, рассказывает о них в подробностях, знает особенности до тонкостей. Сравнивает колпачки на большепольском Зосимо-Савватиевском храме и на древнем Троицком храме в Троицком: а ведь схожи! И есть связь в названиях. В Троицком маленький тёплый храм — Зосимо-Савватиевский. Его строили соловецкие монахи, поморы. «Это так называемый «соловецкий след», — рассказывает отец Алексий. — Сюда, в Заветлужье, во времена патриарха Никона, бежали и соловецкие монахи, и поморы. Вокруг много бывших скитов и храмов, построенных соловецкими монахами. В каждой деревне живут потомки поморов. В каждой деревне у нас говорят, что «наши предки поморы» или «у нас жили поморы». Кто спасёт старый храм Субботник поддержал депутат Совета депутатов Воскресенского округа Игорь Яров. «Апрель — традиционное время наведения чистоты и порядка, субботники — добрая традиция. Их дух сближает людей и поднимает настроение. Приятно осознавать свою причастность к родному селу, к месту, где живёшь и работаешь, — написал Игорь Яров в социальных сетях. — Мы организовали и провели этот субботник в селе Большое Поле возле храма Зосимы и Савватия Соловецких не просто так. Храм — памятник истории». У жителей Большого Поля сохранилось боязливо-уважительное отношение к храму, считает депутат. Хотя его состоянием никто особо не интересовался. Да и сейчас людей, кто неравнодушен к состоянию и судьбе старинного строения, — лишь горстка. Остаётся надеяться только на то, что общественный интерес к деревянным храмам крепнет. А значит, возможно внимание опытных архитекторов-реставраторов, и большое участие волонтёров, и реальное изменение судьбы объекта историко-культурного наследия. Ещё в прошлом году отец Алексий отправил приглашение группе архитекторов из столичного объединения «Традиция», которое занимается восстановлением памятников деревянного зодчества. «Земля нижегородская» писала об этих мастерах своего дела некоторое время назад. Они могли бы реально заняться храмом. А может быть, найдутся и другие специалисты, которые возьмутся за восстановление шедевра деревянной архитектуры. «Все руины — это память предков, нить, связывающая нас с прошлыми поколениями. За каждым аварийным храмом — огромные пласты истории местности и людей, — говорит депутат Игорь Яров. — В жизни каждого из нас есть то, за что мы хотим отблагодарить Бога. Участие в восстановлении, реставрации или строительстве храма — лучший способ сделать это». Светлана Кукина Вопрос сохранения старинных сельских храмов стоит как никогда остро. По разным оценкам, от 5 до 10 тысяч храмов в глубинке находится на грани разрушения, среди них шедевры архитектуры. Между тем, именно сегодня в Москве проходит первый форум «Хранители храмов России». Он собрал многих, у кого болит душа за судьбу старинных сельских храмов. Задача форума — рассказать о проблемах в области сохранения старинных сельских храмов и представить успешные проекты по их сохранению. Конкретные предложения по сохранению храмов, сформулированные на форуме, будут отправлены в правительство страны.